Многие имена одной улицы, часть 3. Жулик и раввин.


SAMSUNG CSC

 

Этот небольшой уголок спрятался в тылах улицы Пророков. Но коренному иерусалимцу он известен очень хорошо. Дом художницы Анны Тихо, где помещается ее музей и  прекрасный ресторан, а также находящийся рядом дом-музей раввина Кука, о котором иерусалимцы знают, к сожалению, меньше.

 

Совсем рядом с улицей пророков, параллельно ей бежит узенькая улочка, скорее, переулок, названный именем раввина Кука. На этой улице, бывшей ранее частью улицы Пророков, находится дом-музей раввина. В нем раввин Кук умер в 1935 году. Дом – на втором этаже которого жил Кук – построен вокруг внутреннего дворика, где цветет жимолость и кричат по ночам коты.

SAMSUNG CSCРаввин Авраам Ицхак Акоэн Кук известен как создатель концепции религиозного сионизма, по которой создание еврейского государства в Земле Израиля предвещает начало новой эры – эры Машиаха, избавления еврейского народа и возвращения его в Сион. К его многочисленным заслугам перед еврейским народом стоит причислить основание в Иерусалиме йешивы Мерказ А-Рав, написание большого количества трудов по каббале и комментариев к Талмуду. С него же начался раскол среди ортодоксального населения Израиля (тогдашней Палестины). После выборов раввина Кука главным ашкеназским раввином, его оппонент – раввин Хаим Йосеф Зонненфельд, ярый противник сионизма, отколол от ашкеназского еврейства сектор, названный им Эда Харедит, то есть – особую общину, замкнувшуюся в себе, особо «богобоязненных» (так переводится слово «харейди») евреев.

Раввин Кук в своем учении много опирался на Каббалу, называя ее «диалогом Вс-вышнего с евреями», при этом он не делал разницы между сефардами и ашкеназами, хасидами и литваками, выбрав априори тезис о том, что еврейский народ един. Кроме того, Кук говорил, что смысл жизни народа Израиля – в реализации своего творческого потенциала. Кроме этого в учении рава Кука был заложен тезис о индивидуальном и общенациональном диалогах евреев с Творцом. Общенациональный диалог – по словам Кука – постепенно исчез в конце эпохи Второго Храма, поэтому еврейское государство рухнуло. По мнению раввина, евреи должны возрождать аспект общенационального диалога со Вс-вышним, одним из выражений которого есть создание Государства Израиль.

Великий законоучитель не дожил до момента создания государства менее полутора десятков лет.

SAMSUNG CSCРядом с его домом – как я уже упоминал выше – помещается дом Анны Тихо. Это один из самых старых домов города, построенный в 1864 году арабским богачом Ага Рашидом Нашашиби. Его называли «дворцом Рашида», и даже сегодня дворцовая сущность красивого здания с парком до сих пор чувствуется при посещении. Об этом доме и о семье Тихо можно рассказывать много – я же расскажу о необычном квартиросъёмщике, занимавшем Дворец Рашида с 1869 по 1884 год.

Звали его Мозес Вильгельм Шапира. Крещенный еврей, внушительного роста, он был одним из самых известных торговцев древностями, причем его слава давно перешагнула за пределы провинциального Иерусалима. Он не раз добывал для берлинских музеев ценные рукописи. Середина 19 века ознаменовалась многими находками в библейской археологии. Одной из них был найденный французским археологом Клермон Ганно так называемый «Моавский камень» или «Стела Меши» – базальтовый обелиск, на котором по приказу моавского царя Меши выбита история его поражения и победы над Израилем. Текст надписи, написанный моавитским письмом – аналогом палеоеврейского и финикийского – достаточно легко читаем.

Бывший еврей из Каменец-Подольска, а ныне – солидный христианин Шапира, женатый на солидной немке Розетте Еккель, хозяин известного магазина древностей в христианском квартале Старого Города, не смог остаться равнодушным к находке Клермон Ганно. После блестящей находки в 1868 году Моавского камня, в магазине герра Шапира появилось огромное количество черепков из Моава, испещрённых буквами, похожими на буквы с базальтовой стелы. В 1873 году Шапира продал 1700 таких черепков берлинскому музею. За немалую, надо заметить, сумму.

Неунывающий Клермон-Ганно заподозрил в покупке берлинского музея подделку. Он разоблачил Шапира – в одной небольшой гончарной мастерской изготавливались эти самые «древние» черепки. Клермон-Ганно нашел даже список букв, данный Шапира гончару – для нанесения на черепки. Казалось бы, хитрый антиквар должен был успокоиться – но все произошло совсем по-другому.

SAMSUNG CSCШапира начал скупать еврейские рукописи. Так у него оказались несколько древних и ценных свитков Торы из Йемена , и вот , в 1883 году, гром грянул – Шапира объявил о находке 15 свитков в районе Мертвого Моря (с восточной стороны) в вади Аль-Муджиб, которые относятся к VII – VIII векам до н.э, и на них записана книга Торы Дварим (с небольшими изменениями, которые, по мнению Шапира, указывали на подлинность текста). Шапира предложил их Британскому Музею за огромную сумму в миллион фунтов стерлингов. Два свитка выставили в музее (на выставке побывал премьер-министр Гладстон), а остальные начали пристально изучать перед покупкой.

Ретивый Клермон-Ганно оказался и здесь – с выводом, не терпящим возражений. Свитки Шапира – вещал француз – подделка. Это кожаные полосы с поздних свитков, которым с помощью химикалиев придали вид древних, надписи делал сам Шапира, а в климате пещер Мертвого Моря ни один свиток не мог сохраниться. С выводами Клермон-Ганно согласились специалисты Британского музея. Сделка сорвалась. Газеты пестрели карикатурами на Шапира. Частью антисемитскими. Антиквар бесцельно скитался по Европе, пока его не нашли застрелившимся в номере дешевого отеля в Роттердаме. Свитки же исчезли бесследно. В 1887 их выставлял на продажу какой-то антиквар, но после этого их никто не видел.

Жена и дочь Шапира остались в Иерусалиме. Их катастрофическое денежное положение не способствовало дальнейшему проживанию в Дворце Рашида. Они уехали в Германию. Дочь Шапира позже стала известной французской писательницей и написала об отце роман.

А через немногим более полувека были открыты свитки Мертвого Моря. На сей раз, не поддельные. И кто знает, была ли находка Шапира подделкой? Кто знает…

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s