Холм сикоморов


377580_105758722943456_1412633797_n

Несколько к югу от хайфского района Бат-Галим, на берегу Средиземного моря заканчивается подготовка к открытию нового археологического парка, называемого Тель-Шикмона.

 фотоиллюстрации – Натали ВАЛЕВСКИ

 

Средиземное море бывает разным.

То оно ласковое и бирюзовое, и едва заметная рябь бежит по его бескрайнему зеркалу, то вдруг вода у берега сереет и покрывается пеной, и подходят в жаркие месяцы к берегу стаи больно жалящих медуз. Не зря запрещает Талмуд купаться в море в этот период! То вдруг разыгрывается нешуточный шторм, и длинные доски волн мерно падают на песчаное тело берега, накрывают скалистые клыки, с ревом обтекают исполинские валуны, и дует с моря свирепый клочковатый ветер, несущий с северо-запада грузные клубы дождевых туч.

В древности, лет эдак три тысячи пятьсот назад тому, веке в XV до н.э шли вдоль берега этого торговые египетские корабли. Они шли медленно, зачерпывая бортами воду, гребцы размеренно опускали в волны тяжелые весла, и на корме двое кормчих упирались босыми ногами в палубу, удерживая мокрую лопасть рулевого весла. Над их головами вздымался деревянный хвост судна, сделанный в виде рыбьего хвоста. А везли эти суда добрый египетский товар, потребный колонистам и солдатам, и купцам – для торговли с местным населением. И останавливались они у горы Кармель, где молились местным богам, где стоял массивный египетский форт, фактория, название которой потерялось в глубине трехтысячпятисотлетней истории… мало ли, какие факты глотает и сжирает без остатка безжалостное время, иной раз и десятка лет достает, чтобы короткая людская память забыла значимые и нужные факты и события.

От фактории древних египтян, о которой нам косвенно известно из надписей фараона Джехутимесу III (греческая транскрипция его имени – Тутмос – русскому читателю скажет больше) товары и люди отправлялись на север – в приморские деревеньки финикийцев, на восток, по Изреэльской долине – к колонии Бейт-Шеан, где стояли египетские колониальные войска. Часть товара оседала в самой фактории. И через три с половиной тысячи лет дивились археологи на остатки музыкальных инструментов, печати, слоновую кость и фигурки богини Хатор. Кроме этого были найдены множество предметов месопотамского и кипрского происхождения, говорящие о торговых связях египетской фактории со всем известным тогда подлунным миром.

А населяли факторию – кроме самих египтян – горбоносые курчавые родственники евреев – финикийцы. После того, как египетское влияние ослабло, и египтяне ушли из основанных ими колоний, заглохла и сама фактория у горы Кармель. Но затем постепенно финикийцы стали возвращаться и восстанавливать ее. И другие корабли теперь приставали к песчаному пляжу – пузатые, черные от смолы, с амфорой на носу и крепкими обводами, упорно шедшие в шторма и бури навстречу приключениям. Финикийские корабли из города Тир становились тогда частыми гостями побережья. Но к X веку финикийцам пришлось уйти – конные армии нового народа, пришедшего триста лет назад из восточной пустыни, покрывшего лицо земли захватили по приказу их царя Давида финикийское побережье в районе Дора и Акко. На месте развалин египетских и финикийских стен возникла еврейская крепость – с двойными стенами, мощными и толстыми, с воротами, глядящими на север, куда шла торговая дорога на город Тир.

Возможно, уже тогда назвали евреи это новое поселение в земле колена Звулуна Шикмоной. Шикмона – от названия дерева «шикма» – сикомора, посаженного тут, возможно, еще египтянами. На складах, обнаруженных археологами, найдены кувшины с надписью «принадлежит Малхиэлю», возможно, начальнику складов или губернатору города. Шикмона стала пограничным пунктом после отдачи части  территорий Хираму, царю Тира, союзнику и другу царя Соломона, в 925 году ее разрушил – уже после смерти Соломона – фараон Шишак (Шешонк), устроивший карательный поход в Израиль и Иудею. Впрочем, израильский торговый город Шикмона продолжал жить своей жизнью. Словно в подтверждение сказанного в книге Мелахим I об исполнении культов Баала в Израиле археологи нашли в слоях Шикмоны времени царя Ахава множество культовых глиняных фигурок. Часть из них изображала женщин с тамбуринами и тимпанами, часть – божества, часть – зверюшек.

А еще в Шикмоне нашли большие прессы для производства оливкового масла, по-видимому, здесь был один из центров маслодавилен.

В 738 году до н.э Шикмона подверглась страшному разрушению и уничтожению – ее захватил ассирийский царь Тиглатпалассар III, при этом еврейское население было уведено в Ассирию, и на его место поселилось население финикийское. Вновь увидели берега Шикмоны пузатые финикийские корабли, но, по всей видимости, город был оставлен населением вскоре после окончательной победы Ассирии над Израилем.

Следующие поселенцы – вновь жители Тира – появились в Шикмоне лишь к IV веку до н.э. Во времена Персидской Империи приморский городок вновь расцвел, во многом благодаря добыче моллюсков и производству из них высоко ценившейся пурпурной краски. Новый городок построили аккуратно, с каменными мостовыми, канализационными стоками, небольшим дворцом (в котором нашли удивленные археологи длинные мечи персидского образца, и глиняные кувшины для вина). В 102 году финикийский городок вновь стал еврейским – на сей раз его захватили армии царей Хасмонейской династии, раздвинув пределы власти Иерусалима на побережье Средиземного моря. Это продолжалось недолго – в 63 году город захватили римляне.

С тех пор Шикмона стала римским полисом, населенным смешанным населением из евреев, финикийцев, греков и латинян. В более поздний византийский период полис отстроился, в нем появились церкви и монастыри с прекрасными мозаичными полами, которые сегодня можно видеть на раскопанной части города, и в городском музее Хайфы, куда часть мозаик поступила после реставрации. Это одно из самых богатых «мозаичных полей» на территории Израиля.

Арабское завоевание Эрец Исраэль уничтожило небольшой византийский полис. Сегодня благодаря стараниям археологов его богатая история вновь становится достоянием народа.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Археология and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s