Город “Золотой Розы”


SAMSUNG CSC

После того, как в городе на трех холмах появился самый большой в мире Еврейский центр “Менора”, мне показалось несправедливым не рассказать немного о Днепропетровске и его еврейской общине. Кроме Еврейского центра в этом, бывшем до недавнего сравнительно времени закрытом для туристов, городе есть еще много интересных мест, живописных улиц, где старые деревья летом дарят тень а осенью – убежище от дождя, где в многочисленных маленьких кафе подают вкусный кофе, где длинная и красивая набережная бежит вдоль берега широкого в этих местах Днепра. Смотрите сами.

 

фото – автора (за исключением архивной фотографии синагоги “Золотая Роза”)

Основанию города Днепропетровска, тогда еще Екатеринослава, предшествовала экспансия молодой Российской империи в земли Малороссии в результате успешной русско-турецкой войны. Место будущего города – три высоких холма на правом берегу Днепра, где стояла когда-то казацкая крепость Кодак, приглянулось Грицку Нечесу – так называли казаки императорского фаворита графа Потемкина за его огромный парик, напоминавший нечесаные волосы.  После заключения в деревне Кючук-Кайнарджа на Дунае мира между Российской и Турецкой империей начался этап заселения русскими Запорожского края, который назвали тогда Новороссийским. Землю в этих краях свободно раздавали всем, в результате в населении Новороссийского края еврейский элемент начал ощущаться сильнее и сильнее.  Заложенный в марте 1783 года Екатеринослав стал одним из трех новых губернских городов Российской империи в Новороссийском крае (наряду с Херсоном и Николаевым). Сам императорский фаворит составил первое описание города (сегодня это поименовали бы пиаром), в частности присовокупив следующее:

…быть городу из великолепных зданий…Во-первых, представляется храм великолепный, посвященный Преображению Господню (нынешний Преображенский собор – Л.В), в знак, что страна сия из степей бесплодных преображена попечениями вашими в обильный вертоград… Судилище, наподобие древних базилик, в память полезных ваших указаний. Лавки полукружием, наподобие пропилей или преддверия Афинского с биржею и театром посередине. Палаты государские (ныне дворец студентов и юношества – Л.В.) где жить и губернатору, во вкусе древних греческих зданий…Фабрика суконная и шелковая. Университет с академией музыкальной. Для всех строений довольно припасов приготовлено.

Так началось “бытие великого города Екатеринослава, или настоящего города великих надежд и славы для увековечивания имени Императрицы Екатерины Великой”.

“Оная Екатерина” в 1791 году издала указ о “черте оседлости” – границе еврейского расселения в рамках Российского государства. За эту “черту” еврею переезжать было никак невозможно. Данная граница просуществовала до 1917 года (де-факто до 1915), и пересечь ее мог лишь тот еврей, который получал высшее образование, либо становился купцом первой гильдии, либо служил в армии и за выслугой лет имел право поселиться внутри Империи в любом месте, где ему захочется. Черта оседлости, призванная ограничить конкуренцию миллионного  еврейского населения, полученного “в наследство” после Второго раздела Польши, с местным российским населением, проходила по правому берегу реки Днепр. Таким образом, город Екатеринослав оказался удобнейшим местом для евреев, занимавшихся торговлей. Именно сюда приходили товары из Малороссии для переправки в Россию и наоборот, именно здесь проходил речной торговый путь по Днепру, сюда стекались многочисленные торговцы на устраиваемые ярмарки. Исповедовавшее иудаизм население Екатеринослава и Екатеринославской губернии начало расти семимильными шагами. В начале ХХ века в Екатеринославе жило 63 тысячи евреев – около 37% (более трети) населения города, причем с 1844 года по 1913 год еврейское население увеличилось на 800%, тогда как общий прирост населения города и губернии был лишь 250%. При этом по всей Российской империи доля еврейского населения составляла всего 4%, а по Украине правобережной – 12.5%.

image001Столь густонаселенный евреями город имел более 40 синагог и молельных домов, причем многие синагоги строились по “цеховому” принципу, так были синагоги для водоносов, шорников, сапожников, портных. На месте известной ныне синагоги “Золотая Роза” когда-то, еще в 1800 году иудеи возвели первый в городе молитвенный дом, сгоревший при пожаре в середине XIX века, на его месте построили каменную “Золотую Розу”.

Можно много рассказывать о еврейской общине города после революции, во время Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. Если быть кратким, рана, нанесенная ей гонением на религию, и последующее тотальное уничтожение 11 тысяч евреев, оставшихся в городе перед его захватом немецкими войсками, оказалась почти смертельной. После войны уцелевшие и вернувшиеся из эвакуации евреи нашли Днепропетровск в развалинах, а многие квартиры были захвачены местным населением, которое оставалось в городе при гитлеровцах. Жизнь налаживалась в “советских” рамках. Еврейская община, ставшая небольшой, постепенно ассимилировалась. В синагогу ходили только самые отчаянные смельчаки (КГБ внимательно следил за молитвенным домом). Но была группа евреев, которые продолжали – зачастую втайне – вести еврейский образ жизни, надеясь на выезд в Израиль.

Не могу не упомянуть покойного ныне Якова Моисеевича Танненбаума, удивительного человека, владевшего десятком языков. Он написал свой собственный учебник иврита, по которому – за неимением учебников из Израиля – учились многие евреи города, желавшие сохранить язык предков. Весь учебник представлял собой несколько толстых школьных тетрадей с текстами. Он явился одним из символов еврейской общины города, которая даже под колпаком “органов” старалась жить еврейской жизнью.

В 1990 году все изменилось, как говорится, в одночасье. “Железный занавес” давал трещины, СССР коллапсировал. В город на трех холмах приехал из США посланник Любавического ребе раввин Каменецкий. Здесь стоит заметить, что Екатеринослав имел особое значение для любавических хасидов. В 1909 году отец Любавического ребе Менахем-Мендла Шнеерсона получил назначение в Екатеринослав на должность городского раввина, и с этого года жизнь еврейской общины города тесно связана с хасидами ХАБАДа. Возвращение в город раввина из числа ХАБАДских хасидов – раввина Каменецкого – стало признаком возрождения еврейского присутствия в Днепропетровске.  После реституции, община получила назад три здания , которые у нее отняли после революции 1917 года, а именно – Хоральная синагога “Золотая Роза” (бывшая клубом фабрики имени Володарского), малая синагога на ул. Коцюбинского (сегодня ее любовно сохранили и аккуратно включили в состав торгового комплекса “Мост”, построенного фирмой Алеф-Истейтс), синагога на ул. Миронова – именно в этой хабадской синагоге  по приезде из Николаева в Екатеринослав был раввином Леви-Ицхок Шнеерсон. Напротив нее стоит дом, в котором до ареста в 1939 году жила его семья и откуда в 1923-м уехал в Ростов будущий седьмой Любавичский Ребе – Менахем Мендл.

Днепропетровск всегда был и оставался тем городом, где проживало достаточно интернациональное по составу и настрою население, где кипела торговля, где еще до революции поднялся и окреп индустриальный центр края. И немалую роль в развитии облика города сыграла его динамичная, трудолюбивая и образованная еврейская община. Неудивительно, что традиции ее продолжаются и сегодня. Не только крупнейший еврейский центр Менора может привлечь израильского туриста, но и большое количество торговых центров европейского класса, с бутиками и супермаркетами, но и прогулки по тихим зеленым улицам со старинными домами, но и тенистые парки, в одном из которых стоит дворец Потемкина (те самые “палаты государские”, памятник архитектуры конца XVIII начала XIX века), величественное здание Мечниковской больницы, и роскошная набережная с ее плавучими ресторанами.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Заграница and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s