Причуды иерусалимской археологии


 

SAM_1264

После того, как под автостоянкой для автобусов кооператива “Эгед” в иерусалимском районе Шилоах (Сильван) обнаружили богатейший археологический слой, это место стало камнем преткновения между археологами и местными арабами, дело доходило до Верховного Суда Справедливости Израиля. Сегодня “парковка Гивати” стала синонимом археологического парка. Немного об этом месте, и о другом месте – не менее ценном для археологов, в которое евреям вход запрещен.

 

иллюстрации – автора.

После победоносной для Израиля войны 1967 года, когда разделенный в 1948 году Иерусалим вновь объединился под еврейским контролем, арабский квартал Сильван, построенный на месте древнего Города Давида, представлял собой жалкое зрелище. К истории этого квартала, бывшего в начале двадцатого века деревенькой, где вместе с арабами проживали евреи – выходцы из Йемена, можно возвращаться не раз под разными ракурсами, рассказывая о собственно йеменской общине, об истории бедуинских кланов, заселивших это пустое место в середине ХХ века, о первом строении вне стен Иерусалима, построенном евреями на безымяном тогда холме в конце XIX века… Словом, даже в новейшей истории Иерусалим для Шилоаха (а так называется сегодня этот квартал по-еврейски) найдется вполне уважаемое место. Не говоря уже о том, что в 2005 году, когда там возобновились раскопки, местные жители, подзуживаемые “правозащитными” организациями леволиберального и анархистского толка, подали на археологов жалобу в Высший Суд Справедливости Израиля. Примечателен ответ судьи – госпожи Эдны Арбель (перевод с иврита сделан автором текста):

“Очевидно, что не существует противоречий в том, что парковка (на которой начались раскопки – прим. авт.) находится в пределах национального археологического парка, и что раскопки, проводившиеся в нем, дали впечатляющий урожай находок, имеющих большое научное и историческое значение, которое выходит за рамки собственно израильской истории… важность раскопок в северной части Города Давида имеет национальное и международное значение, не только для еврейского народа, но и для всех , кто заявляет о своей принадлежности к истории региона, послужившего колыбелью монотеистических религий. Важность археологических исследований – не только в понимании прошлого этой земли, но и в возможности подтверждения фактов, известных нам из других источников, таким образом, проливается свет на историю общечеловеческой культуры; важность этих исследований не имеет границ…”

Несомненно, госпожа Арбель дала исчерпывающий ответ. И действительно – археологический парк, появившийся на месте парковки, послужил центром притяжения для туристов и источником дохода местного арабского населения, не переименувшего открыть рядом лавочки с сувенирами и нехитрой снедью.

Ничего удивительного. “Парковка Гивати”, так до сих пор называется это место, является частью самого древнего ядра Иерусалима, еще доеврейского, иевусейского города Ур-Салим, упоминавшегося в египетской переписке местных ханаанских царьков с фараонами. После завоевания города царем Давидом, неподалеку отсюда располагался царский дворец, а в более позднее время отсюда поднимались на Храмовую Гору.  Раскопки вскрыли несколько слоев – первый, самый близкий к поверхности, принадлежал раннему мусульманскому правлению в городе (до прихода крестоносцев, 639-1099 годы), ниже его расположен очень богатый слой, в котором находятся улицы и большие здания, принадлежавшие византийской эпохе (486-639 годы), причем в некоторых из зданий использовались камни намного более старого происхождения – колоссальные хорошо отесанные блоки иудейского происхождения времен Ирода Великого. По слою, принадлежащему византийскому периоду, основная часть которого была раскопана сравнительно недавно (в 2009 году) можно составить впечатление о развитии городского строительства в эту эпоху, о богатстве городской элиты (клад золотых имперских монет византийской чеканки, найденный в здании начала VII века, свидетельствует об этом), о внезапном разрушении части строений во время землетрясения 363 года, и даже – косвенно, по следам пожара – о персидскомзахвате Иерусалима в 614 году.

Еще ниже археологи вскрыли слой, принадлежащий владычеству Римской империи над иудейской столицей (71-486 годы до  н.э),  в частности, большую римскую виллу, с мозаичными полами, основаниями колонн, изящной кладки стенами. В процессе раскопок перед глазами археологов появились “изящные мелочи” римского быта – жемчужная серьга, камея с изображением Купидона, статуэтка кулачного борца. И – диссонансом – черепица, на которой стоял штамп “Легиона X Победоносного”, разрушившего Иерусалим и оставшегося здесь на постой.

От Иудеи эпохи Второго Храма (536 г. до н.э – 71 г. н.э) археологам досталась не менее богатая, не до конца еще раскопанная добыча. Одно из зданий этой эпохи – украшенное многоцветными фресками – по всей видимости представляет собой дворец царей Адиабены – небольшого государства в Месопотамии, царь которого Изат II перешел в иудаизм вместе со своей матерью Еленой. Известно, что они владели дворцом в Иерусалиме.  При дворце обнаружена также миква – ритуальный иудейский бассейн для омовения.

И совсем глубоко в толще земли археологи обнаружили остатки Иерусалима времен Первого Храма, Иерусалима Давида и Соломона, и последующих иудейских царей (1000 – 586 гг. до н.э),  раскопки этого слоя продолжаются, пока там найдены небольшие и тесно стоящие друг подле друга дома бедноты, и какое-то более крупное здание.

Многослойная луковица “парковки Гивати”, напоминающая нам в эти, предшествующие 9 Ава дни, о разрушении двух Храмов (после разрушения Первого прошло 2599 лет, после разрушения Второго – 1942 года), лишний раз дала повод задуматься о том, что мы – вопреки логике и историческим процессам – вернулись в Цион и вновь основали еврейское государство, и о том, что Третий Храм не построен. На его месте , на Храмовой горе, куда евреям запрещен вход с целью молитвы, и ограничен вход как туристам, иерусалимский ВАКФ (мусульманская организация, которой отдали контроль над этим местом сразу после победы 1967 года) проводит работы по расширению мечети Аль-Акса, варварски уничтожая любое свидетельство древнего еврейского присутствия. Землю, вырытую там, ВАКФ свозит к потоку Кидрон и сваливает как строительный мусор. В середине первого десятилетия 21 века студент Бар-Иланского университета, начинающий археолог, ухитрился проникнуть на свалку и принести оттуда черепки еврейской керамики. Известный археолог Габриэль Баркаи, сразу оценивший важность находки, дал зеленый свет открытию проекта просеивания всего строительного мусора, который вывозит с Храмовой Горы ВАКФ. Этот огромный по трудоемкости проект проводится руками не только профессиональных археологов, но и школьников и добровольцев. С 2004 года найдено огромное количество варварски разбитых сосудов, керамической плитки и других иудейских артефактов того времени.

Обращение в Высший Суд Справдливости по поводу варварского поведения ВАКФ не принесло плодов. Несмотря на вердикт суда, ВАКФ продолжает свою работу. И продолжается просеивание мусора, призванное спасти хотя бы часть наследия евреев. И, вспоминая об этом, лишний раз  бередишь старую рану, которая так болит у любого еврея на 9 Ава…

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Археология and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s