Тройная царская галерея


SAMSUNG CSC

В 1996 году “палестинский” ВАКФ – религиозная мусульманская организация, славная своими антиизраильскими и фанатичными взглядами, получила из рук правительства Израиля фактически полный контроль над Храмовой Горой. Тогда же начались несанкционированные хищнические раскопки в этом святом для евреев и для мусульман месте, проводимые под эгидой ВАКФа и направленные на строительство (как они объявили) “новой подземной мечети, самой большой на Ближнем Востоке”. Финансировал это разбойничье предприятие король Саудовской Аравии.

фотографии – автора.

Храмовая Гора, одно из самых священных мест для любого верующего иудея, в древности являлась местом, где стояли один за другим два Храма, два первых монотеистических святилища на Земле. После сожжения Второго Храма римлянами при подавлении ими иудейского восстания (70 год н.э), евреям более не дано было строить на Храмовой Горе – и так, к сожалению, до сего дня.

В “Иудейских древностях” историк Иосиф Флавий подробнейшим образом описывает Второй Храм, совсем недавно отстроенный и расширенный по приказу царя Ирода (19 г. до н.э и до 60 г.н.э велись строительные работы). Приведем краткую цитату, которая послужит отправной точкой нашего рассказа:

Фасад святилища также имел с южной стороны в середине входы и вместе с тем тройную царскую галерею (выделено мной – прим. автора), тянувшуюся от восточного до западного склона в долину; провести ее дальше оказалось невозможным. Это было одно из самых замечательных сооружений в мире. Дело в том, что долина была так глубока, что голова кружилась, если смотреть в нее сверху; а тут была построена еще огромная галерея, так что у каждого кружилась голова еще раньше, чем взор достигал дна долины, потому что здесь присоединялась глубина последней к высоте галереи. Вместе с тем с одного конца галереи до другого были воздвигнуты четыре параллельных ряда колонн; из них последний, четвертый ряд входил в самую стену здания. Толщина каждой колонны была так значительна, что для обхвата ее требовалось три человека; высота каждой достигала двадцати семи футов, причем подножие ее составляло двойную базу. Всех колонн было сто шестьдесят две; капители их были снабжены коринфскими украшениями и поражали тонкостью своей работы. Так как колонны тянулись четырьмя рядами, то получались три [крытых] галереи. Из них две были совершенно одинаковы, а именно по тридцати футов в ширину, по стадии в длину и более чем по пятидесяти футов в высоту. Ширина же средней галереи была. в полтора, а высота в два раза больше крайних галерей, так что она значительно возвышалась над последними. Крыши этих зданий были украшены рельефными резными деревянными изображениями. Крыша средней галереи была выше прочих, и кругом вдоль стены были поставлены небольшие колонки, делившие все пространство на отдельные поля. Все это было так гладко отполировано, что иной, кто не видал этого, пожалуй, и не поверит и что никто не мог взирать на это без величайшего изумления.

Иосиф Флавий , Иудейские древности, глава часть 15, глава 11

Что же сохранилось от этого сооружения, на которое, согласно автору, “никто не мог взирать без величайшего изумления”? Какова была его судьба?

Сложно, как сложно дать ответ на этот вопрос. Во всем огромном Иерусалиме, где древности сами, порой, выходят из-под земли, есть одно белое пятно на археологической карте – Храмовая Гора. Любые раскопки на ней запрещены, и последний археолог побывал там в 19 веке – был это неутомимиый англичанин Уоррен, которому мы обязаны многими интереснейшими находками. Он уже тогда описал подробно, что видел на поверхности горы и в ее подземных ходах и пещерах.  Но следов царской галереи он не мог видеть – она находилась погребенная под слоем строительного мусора и щебня, на 12 метров ниже современного уровня Храмовой горы.

Тем не менее, есть предположение, что в средние века, во времена крестоносцев и еще ранее – при раннем арабском владычестве и при византийской власти, галерея все еще существовала. Крестоносцы называли ее “конюшнями Соломона”, а мечеть Аль-Акса – “Храмом Соломона”, и владели этими зданиями рыцари ордена Тамплиеров.  В 1187 году, когда Салах Ад-Дин выбил крестоносное воинство из Иерусалима, по его приказанию “соломоновы конюшни” засыпали щебнем и мусором, запечатали ведущие в них ворота. И так было до недавнего времени, пока по приказу “палестинского ” ВАКФа за три дня экскаваторы и тракторы не разрыли почти полностью ушедшее под землю строение, и не углубили под его сводами пол, вывезя более 250 самосвалов земли за пределы Иерусалима – на свалки в долине Кидрон и в Аль-Азарии неподалеку от Маале Адумим.

Некие студенты-археологи Бар-Иланского университета проследили маршрут, куда была вывезена драгоценная земля Храмовой Горы, где была она безжалостно вышвырнута – во имя строительства подземной мечети. Не будем рассказывать читателю о том, какой вред принесло это действие самой Храмовой Горе, как начали разрушаться, падая вовнутрь, мощные стены, как обвиняли в этом евреев работники ВАКФа, какие международные скандалы начались вокруг. Наш рассказ будет о том, как евреи, любящие землю свою, для которых ценнен каждый ее кубический метр, основали небывалый проект – проект просеивания вывезенной с Храмовой Горы земли. Камешек за камешком, прибегая к помощи добровольцев, привлекая экскурсии, где экскурсантам дают самим прикоснуться к работе археолога и просеять небольшое количество породы и отсортировать находки, археологи продолжают свою работу, пытаясь спасти те артефакты, которые безжалостно вышвырнули на свалку тракторы ВАКФа, уничтожая ценнейшие свидетельства о истории Храмовой Горы.

Находки, которые выглянули из мусора, покрывают все периоды жизни Храмовой Горы – от доеврейского иевусейского (египетские печати-скрабеи), через период Первого Храма (посуда, светильники, буллы (печати) с надписями палеоеврейским шрифтом), Второго Храма (сандалия римского легионера, стеклянная посуда), византийский, арабский и крестоностский периоды – до небольшого количества современного мусора. Парадоксально, но арабы, забыв в религиозном своем фанатизме свою собственную историю, выбрасывали на свалку остатки ценной мозаики времен арабского захвата города в 7 веке. Впрочем, пренебрежение к истории и придумывание исторических небылиц – особенности национального характера этого гордого народа. Чего стоит, например, рассказы арабских гидов о том, что иудаизм и христианство произошли от ислама. Или то, что могила Авшалома (памятник 2 века до н.э) это “могила фараона”…

Сегодня каждый израильтянин, позвонив в амуту “Дом Давида”, может заказать для себя увлекательное двухчасовое путешествие по времени – сопровождаемое интересной лекцией просеивание грунта Храмовой Горы. Причем просеивать это должны сами экскурсанты – а особенно интересно сделать это с детьми, которым сам процесс и его результаты необычайно интересны. В конце сегодяшней экскурсии, например, была найдена римская монета и несколько римских же гвоздей, а автор статьи обнаружил на своем археологическом сите десяток каменных кубиков от византийской мозаики. На стенде, который находится тут же, экспонируются остальные находки, которые выглянули их просеиваемого грунта, и первые руки, которые их взяли – были руками посетителей этого живого музея, прямых потомков тех, кто три тысячи лет назад возводил на этой горе Храм.

За годы своего существования, живой музей в долине Цурим, у подножия горы Скопус в Иерусалиме (Ар-А-Цофим), где находится Еврейский университет и госпиталь Августа Виктория, посетили более 150000 человек, и людской поток не иссякает. Надеюсь, что вскорости раскопки на Храмовой Горе станут обыденным фактом, и “белое пятно” на карте Иерусалима перестанет быть белым пятном. Надеюсь, что унизительные ограничения посещения этого святого для иудеев места станут историей. А пока – для желающих посетить проект просеивания грунта Храмовой Горы – телефон амуты дом Давида *6033. А если кто-то хочет все же подняться на Храмовую Гору, и этот кто-то не является мусульманином – вот что ему нужно знать:

Время посещения Храмовой горы для немусульман:

Воскресенье-четверг 7.30 – 10.00 и 12.30-13.30, летом, когда действует летнее время – 08.30-11.00 и 13.30-14.30 (три с половиной часа в день!). По пятницам и субботам и в дни мусульманских праздников для немусульман ВХОД ВОСПРЕЩЕН. В дни поста Рамадан – вход разрешен только утром.

Вход в мечети на Храмовой Горе для немусульман – ЗАПРЕЩЕН. Кроме того, ЗАПРЕЩЕН вход на Храмовую гору для немусульман через мусульманский квартал и арабский рынок.

Все посещающие Храмовую Гору должны пройти проверку и показать паспорт. Проверяют их люди ВАКФа.

СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО проносить на Храмовую Гору предметы немусульманских культов (магендавид или крест на шее лучше прикрыть, а за тфилинн, талит или даже просто забытый в кармане молитвенник – не впустят).

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ МОЛИТЬСЯ НА ХРАМОВОЙ ГОРЕ немусульманам, любое действие, истолкованное как молитва, понесет за собой немедленное удаление “нарушителя”, и может привести к беспорядкам, для подавления которых порой нужна помощь полиции.

Вот такой распорядок посещения Храмовой Горы, места, где Авраам приносил в жертву Ицхака, где строил Храм Соломон и Ирод, где молились евреи Богу…

Пока Господь позволяет нам лишь сортировать грунт с Храмовой Горы. Или мы сами себе позволяем?

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Археология and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s