Мир мертвых в центре Столицы


 

Кладбище в Мамиле, один из самых странных уголков столицы. История этого места насчитывает более двух тысяч лет, сегодня оно находится в центре внимания иерусалимского муниципалитета в связи со строительством на части его территории Музея Толерантности. Несколько интересных штрихов к портрету кладбища.

 Черно-белая фотоиллюстрация – из Википедии.

 

Может ли быть портрет у старого мусульманского кладбища в центре столицы Израиля? В некотором роде, да. Тем более, что на лакомый кусок свободной земли в таком стратегически интересном месте посягали уже не раз деятели ВАКФа (исламского религиозного совета).

Началом кладбища принято считать самую его старую и самую большую могилу, точнее – мавзолей, который на арабском языке называется Турбат Кубакия. Этот мавзолей построен над захоронением правителя Цфата времен мамелюкского правления над Палестиной – Алла-ад-Дина Альдурдая аль Кубаки, который просил захоронить себя в Иерусалиме. Просьба правителя Цфата, выполненная по его смерти в 1289 году, поражала своим цинизмом, он потребовал, чтобы его мавзолей был сложен из камней христианского кладбища, находившегося возле храма Гроба Господня. Сегодня использование мусульманами надгробных камней с еврейских и христианских кладбищ – обычное дело (вспомним шоссе на Масличной Горе, которое иорданские власти к приезду римского папы в 1964 году вымостили плитами с еврейского кладбища) , но и в тринадцатом веке, как видно, это считалось нормой. Вокруг “кубакии” вырос вскоре целый ряд могил, в которых лежали известные муллы, богатые жители мусульманского квартала Иерусалима, законники, купцы – все мусульманского вероисповедования.

В XIX веке на кладбище перестали хоронить, оно пришло в запустение.  А в начале 20 века иерусалимский муфтий –  Аль-Хуссейни, друг Гитлера и яростный враг евреев и сионизма, издал постановление, по которому кладбище перестало быть “святым местом” и его землю можно было использовать под строительство “исламского университета” по проекту Аль-Хуссейни. Этот университет планировался как ответ на сооружение на горе Скопус кампуса Еврейского университета. Часть могил сровняли с землей при строительстве принадлежащего муфтию отеля “Палас”. После Войны за Независимость Израиля кладбище продолжало находиться в запустении. В 2005 было принято решение построить на части его земель Музей Толерантности, в связи с чем провелись быстрые археологические раскопки, результатом которых стало перезахоронение костей в общей могиле на территории кладбища. Вакф Иерусалима пытался всячески торпедировать процесс (несмотря на постановление муфтия Аль-Хуссейни от начала 20-ых годов), мало того – по ночам деятели Вакф построили на кладбище несколько десятков фальшивых могил. Но муниципалитет Иерусалима в данной ситуации действовал твердо – кенотафы, построенные Вакфом, были разрушены.

Для евреев это место интересно так называемым “Бассейном Мамила”, который является частью грандиозной системы водоснабжения Иерусалима времен Второго Храма. Вода из этого колоссального бассейна (40000 кубометров объемом) в древности по акведуку стекала в так называемый бассейн Хизкиягу возле нынешних Яффских ворот, а оттуда поступала в городские дома. В годы британского мандата англичане пытались включить бассейн Мамила в городскую систему водоснабжения, для чего построили рядом с ним насосную станцию и опустили до дна трубы – ржавые остатки труб и насосов сохранились до сих пор в укромном и закрытом от посторонних глаз углу.  В последние годы бассейн почти пуст даже в дождливый сезон – сказывается изменение климата – но еще в сороковые годы прошлого века он наполнялся доверху, что видно из фотографий того времени. Микроклимат вокруг водоема Мамилла настолько уникален, что в нем водится даже особый вид лягушек, энедемичный именно для этого крошечного климатического островка.

фото - LC-DIG-matpc-14747

фото – LC-DIG-matpc-14747, бассейн Мамила в 30-х годах ХХ века

Интересно, что христианские захоронения на месте кладбища тоже существовали. Одно из них сохранилось до сих пор, причем оно выделяется среди мусульманских захоронений – саркофаг неизвестного христианина высечен из камня в виде базилики с окнами, и приковывает к себе внимание у любого посетителя кладбища. А неподалеку от него – через небольшое асфальтированное шоссе, отделяющее кладбище от соседнего Парка Независимости, можно видеть утонувшие в слое земли руины небольшой часовни и пещеру, которую называют “Пещерой льва”. По легенде, в этой пещере лежали кости убитых персами в 614 году при взятии Иерусалима, христиан, и их охранял огромный лев. Есть еврейский вариант легенды – в нем кости принадлежат евреям, убитым римлянами, и мусульманский вариант – в нем в результате пожара на кладбище Аллах переносит тела правоверных в пещеру и там же помещает льва для охраны. По всей видимости, самой древней надо считать еврейскую легенду, а христианская – ее прямая калька. Что до мусульманской – она не могла возникнуть ранее конца 13 века. Ну а львы в Эрец Исраэль уже, к сожалению, не водятся.

Фотографии бассейна Мамилла и насосной станции. Снято в конце марта 2014

 

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s