Свастика над Святым Городом


Swastika_flag_in_Jerusalem

Темплерская община в Иерусалиме считалась образцовой.

Прибывшие из Германии, твердые в своей вере и мессианском предназначении, эти люди собрались вместе, чтобы приблизить пришествие Иисуса. Заселением Святой Земли и работой на Святой Земле собирались они умилостивить Его и выполнить свою миссию по строительству нового Храма (Темпл – по-немецки), Храма духовного.

фотография: Tamar Hayardeni.
в статье использованы архивные фотографии

Такие суровые сектантские общины чаще всего выбирали себе места удаленные, где земли было вдоволь. Многие подобные секты перебирались в Америку. Темплеры вели себя много последовательней. Они – знатоки Священного Писания – парадоксально стоят в истории рядом с сионистским движением. Святость Земли Израиля для них – как и для евреев – стала тем фактором, который заставил эти немецкие семьи оставить милую их сердцами Германию и перебраться в жаркий, пыльный ближневосточный край, где правила тогда Османская Порта.

Первая колония темплеров – людей храма (по-немецки они именовали себя Tempelgesselschaft ) возникла в Хайфе. Но их целью являлся Град Божий – Иерусалим, в котором куплена была земля и заложены первые дома Немецкой Колонии, сохранившей это название и по сей день. Тогда это был выжженный солнцем участок земли с небольшой сосновой рощей на краю, сегодня – один из самых престижных и богемных кварталов Столицы Израиля. Только от германских отцов-основателей осталось району лишь название. Ни одного потомка колонистов-немцев вы не найдете в домах, на которых до сих пор темнеют, покрытые лишайниками, надписи готическим шрифтом.

До Первой мировой войны немецкие колонисты в Иерусалиме слыли людьми уважаемыми, аккуратными, честными. Их суровая простота, не показная набожность, умение честно вести дела с соседями и высокотехнологические (по тем временам) ремесленные хозяйства привлекали местных жителей (в основном, евреев) и становились примером для подражания. В Первую мировую войну, когда англичане захватили Иерусалим, колонистов временно выселили из их домов и держали в лагерях для военнопленных. Позже англичане разрешили им вернуться (в домах, оставленных немцами, проживали в это время английские офицеры и их семьи). Получив свою собственность назад, колонисты постарались зажить прежней жизнью, но новое время безжалостно ворвалось в Землю Израиля, ставшую английской подмандатной Палестиной. Новое время – время становления нацизма, время прихода к власти в Германии Гитлера – расставило точки над «и».

Старая гвардия колонистов приняла идеи национал-социализма в штыки, и не питало иллюзий на счет Гитлера. Вожди темплеров с опаской и неприязнью относились к цветистой агрессивной риторике нового канцлера Германии, и на собраниях членов общины призывали соотечественников отбросить шелуху речей новых германских правителей, взывая к Иисусу Христу как к единственному вождю. Но их слушали все меньше и меньше.

Унижение и поражение в войне – это та страшная плодородная почва, на которой у потерпевшего поражение народа можно вырастить как желание задуматься и пересмотреть прошлое, так и желание отомстить за поруганную честь, любой ценой. Темплеры Иерусалима помнили, как англичане выселили их силой из домов, помнили, как их имущество перешло – пусть на время – в руки ненавистных бриттов, которые остались топтать Святую Землю, получив на ее мандат.

Члены правления иерусалимского отделения НСДАП. Букхальтер - пятый слева

Члены правления иерусалимского отделения НСДАП. Букхальтер – пятый слева

За пределами Германии проживали более 30 миллионов немцев. Для их поддержки против «антигерманских сил» по приказу Гитлера создали так называемую Ausland Organisation (Внешнюю организацию), фактически эта организация распространяла идеи национал-социализма в немецких общинах по всему миру. Не обошла она своим вниманием и подмандатную Палестину, где первым членом НСДАП стал хайфский немец Карл Руфф, открывший первое отделение нацистской партии на территории Эрец-Исраэль. Вслед за ним такое же отделение открыл в Яффо Корнелиус Шварц. Нацистские группы на территории Палестины (Ostgruppen) начали свой рост и развитие.

В Иерусалиме старик Филипп Вурст поднялся против национал-социалистической идеологии, ему даже удалось в начале 1935 года запретить ежеутренние славословия в честь Гитлера в местной немецкой школе («Лицеум»), но его сопротивление стало актом одиночки.

Людвиг Букхальтер звали его. Он работал учителем в том же «Лицеуме», который считался одной из лучших иерусалимских школ, в котором обучались дети темплеров и – заметим это особо – арабские дети из соседних деревень и кварталов города. Ему принадлежит сомнительная честь основания в 1933 году иерусалимского отделения НСДАП, управляемого напрямую из Берлина. Он – де-факто – стал иерусалимским фюрером, точнее «пророком Фюрера». И преуспел в своих деяниях. Его бешенная энергия и фанатическая уверенность в скорой победе национал-социалистической Германии над всем миром передавалась среди темплеров подобно телеграфному сигналу по кабелям.

«Кроме обычных ежемесячных сборов членов партии – устроить еженедельные, с пропагандистскими лекциями. Членам партии приветствовать на улице друг-друга приветствием «Хайль Гитлер!», если это не будет рассматриваться чужаками как провокация» – писал Букхальтер в своих воззваниях.

Муфтий Хадж Амин Аль-Хуссейни встречается с Адольфом Гитлером.

Муфтий Хадж Амин Аль-Хуссейни встречается с Адольфом Гитлером.

В 1934 году в Иерусалим из Берлина прибыл пастор Браузе – оратор и работник аппарата пропаганды нацистской партии. На собрании «для всех немцев Иерусалима» пастор долго объяснял колонистам все преимущества доктрины национал-социализма и превозносил Гитлера как высшего судию и верховного правителя. Старики, покряхтывая, недоуменно поглядывали друг на друга. Молодежь внимала каждому слову, приоткрыв рот и истерически вздрагивая, и подпрыгивая при чтении пастором цитат из речей Гитлера. Магнетизм немецкого дьявола передался его народу в Иерусалиме.

Итак, НСДАП стала реальной силой в немецкой общине. По образцу Германии, в Иерусалиме создали организацию «Гитлер-Югенд», в которую из надоевших бойскаутов перешли все молодые немецкие ребята германской колонии. Молодежь упражнялась в рукопашном бое на пустыре в Катамонах. На взволнованные вопросы  местного населения британские полицейские отвечали:

«А что такого плохого эти ребята делают? Спортом занимаются!»

Дела британцев в Палестине в это время шли неважно. Арабские волнения, сопровождавшиеся еврейскими погромами и убийствами англичан, в 1936-39 годах переросли в настоящую войну. Чтобы уязвить англичан, которых (безосновательно на самом деле) подозревали в потворстве евреям, германское правительство всячески поощряло арабские бунты, а идеолог арабского национализма в Палестине, муфтий Хадж Али Аль-Хуссейни, был признан другом Гитлера и всячески им обласкан. В стране тогда существовали целые районы, куда англичане заезжали только в сопровождении войск. Зато немцы – вывешивая на своих машинах красные флаги со свастикой – заезжали туда беспрепятственно.

Черная свастика в белом круге на красном фоне нового флага Германии стала частью иерусалимского пейзажа. Знамена Германии вывешивали над каждым немецким магазином, над банком Темплергейзельшафт, просто на частных домах. Гитлерюгендовцы маршировали по главной улице квартала (сегодня улица Эмек А-Рефаим), в школе «Лицеум» поменялся преподавательский состав, прибыли новые молодые учителя из Германии. Они были пламенными членами НСДАП и пропагандировали в школе идеи Гитлера. Особенно поощрялось вовлечение местных арабов в национал-социализм.  Арабские дети бок о бок с немецкими детьми занимались невинной детской забавой – швыряли булыжниками в еврейские автобусы, нападали на евреев, поддерживая антисемитский дух национал-социализма. А директором школы назначили молодого человека, который сменил на посту бывшего директора, человека суровой веры, непреклонного христианина, который как мог мешал проникновению духа гитлеризма в стены «Лицеума».

Вот, что рассказывал очевидец, прогулявшийся по улице немецкой колонии в Иерусалиме в 1936 году:

«Через открытые окна домов (в основном, одноэтажных) видна старая солидная мебель и портреты членов семьи рядом с портретами деятелей Рейха на стенах. В тени балконов, под крышами, в свернутом состоянии покоятся, ожидая своего часа, красные флаги Рейха со свастикой. Темплеры, которые живут в этом квартале, с неприязнью посматривают на полицейского, который дежурит на улице, потому что у того яркая еврейская внешность. Проходя рядом с ним, темплеры особо громко кричат друг-другу «Хайль Гитлер», вскидывая руку в приветствии. Когда я рассказал об этом начальнику полицейского участка, он рассмеялся мне в лицо: «Разве такой вид приветствия запрещен? Пусть себе поиздеваются немного над нашим еврейчиком!»…

До Хрустальной ночи оставалось совсем немного.

Следует отметить, что до восшествия Гитлера на престол германские колонисты дружили с евреями. Между иерусалимским (в большинстве своем еврейским) населением и темплерами существовали прочные торговые и дружеские отношения. Но с приходом Гитлера весь его животный антисемитизм выплеснулся на улицы Святого Города. Евреев запрещалось нанимать на работу. Им запрещалось продавать и сдавать внаем собственность. Некоторые немцы, презрев запрет, вели с евреями торговые дела. Вот, какое письмо получил герр Боерле, сдавший свой кинотеатр «Ориент» в аренду еврею:

«Январь 1936 года.
С ужасом довелось местному отделению НСДАП узнать о том, что вы сдали кинотеатр в аренду евреям. Вами сдана немецкая собственность в неарийские руки, что противоречит законам Германии, действующим также в местах поселения немецкого народа. Мы требуем от вас разорвать сделку. Копия письма отправлена через главного наместника НСДАП в Палестине в Берлин. Результаты могут оказаться плачевными для вас и вашей семьи. Мы надеемся, что интересы Рейха стоят для вас выше интересов частных, согласно принципу фюрера – «Польза общества превыше личной пользы». Хайль Гитлер!
Подписано: Людвиг Букхальтер, остгруппенляйтер.
Нотабене: относиться к этому документу как к секретному и не допустить попадания его в еврейские руки».

Письмо от отделения НСДАП темплеру, хозяину кинотеатра.

Письмо от отделения НСДАП темплеру, хозяину кинотеатра.

Многие израильские историки – в необъяснимом порыве самоуничижения – пытаются уменьшить и принизить роль НСДАП в истории общины темплеров, считая, что темплеров-нацистов были единицы. Не желают вспоминать о прошлом и сами германцы. Прошедшая в конце 90-ых годов в Тель-Авиве выставка, посвященная темплерам, вновь всколыхнула общественное мнение, вызвав бурные дискуссии между «примирителями» и сторонниками обвинения общины темплеров в развязывании антисемитизма на территории Эрец-Исраэль. Во главе «примирителей» выступал профессор Алекс Кармель, семья которого сумела сбежать в Палестину в 1939 году из гитлеровской Германии. У многих «немецких» евреев синдром ненависти к Израилю и всему еврейскому развит весьма сильно, достаточно упомянуть такую одиозную личность, как скульптора Тумаркина. Доводы покойного ныне профессора Кармеля были разбиты статистикой – в 1939 году среди 2100 темплеров  350 состояли в НСДАП. Если отбросить детишек школьного возраста (а их в многодетных семьях темплеров бывало до 7-8 человек), можно прийти к заключению, что чуть ли не каждый четвертый темплер состоял в НСДАП. Воистину страшная цифра.

В августе 1939 года, когда на немецкой улице в Иерусалиме славили присоединение Австрии, аншлюс Чехословакии и другие успехи новой Германии, молодые темплеры неожиданно получили призывные повестки – им предстояло немедленно выехать в Германию и влиться в ряды вермахта. Из Иерусалима в вермахт призвались 75 человек. Грустными глазами провожали молодых почтенные члены общины. Плакал старый архитектор Герман Имбергер, который по воскресеньям прогуливался по улицам с красной лентой со свастикой, перекинутой через плечо. Вторая мировая война началась – и англичане вновь выселили темплеров из их добротных каменных домов. В лагеря для военнопленных. А часть темплеров уехала в Австралию. Вскоре за ними последуют остальные.

Молодые еврейские бойцы с флагами, найденными в "немецкой колонии" Иерусалима

Молодые еврейские бойцы с флагами, найденными в “немецкой колонии” Иерусалима

В 1948 году молодое израильское правительство сначала вернуло оставшихся в Иерусалиме темплеров в их дома. Рядом – в пустующие дома – подселяли евреев, которые были изгнаны из Старого Города, евреев, которые пережили Катастрофу и лагеря на Кипре, евреев, которые помнили еще о том, как арабская молодежь обучалась рукопашному бою и владению оружием в отрядах Гитлерюгенда. Не знаю, как чувствовали себя темплеры в таком окружении. Знаю лишь, что в 1950 году их изгнали из Израиля окончательно. Большинство уехало в Австралию, кое-кто вернулся в Германию. Правительство Израиля выдало каждой семье компенсацию в 66000 марок (большая сумма по тем временам). Поистине, рыцарское отношение к народу, который уничтожил 6 миллионов евреев.

А «Немецкая колония», над домами которой уже не развевались красные флаги со свастикой, стала сначала периферийным районом Иерусалима, а с годами превратилась в одну из жемчужин Столицы Израиля. В этом каждый может убедиться, прогулявшись по улицам района, одинаково волшебным и днем, и ночью, и размышляя о неожиданных ходах истории, превратившей добрых религиозных колонистов в фанатичных поклонников идей бесноватого фюрера. И лишний раз вспомнить, как арабское население льнуло к темплерам, и впитывало идеи НСДАП, которые в среде арабского народа не забыты до сих пор. Свастики, которыми молодые арабы любят расписывать стены и еврейские надгробья в Израиле – тому доказательство. И нам надо приложить все усилия, чтобы флаги со свастикой никогда более не развевались над Столицей, неважно, будут ли они красного или зеленого цвета…

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s