Повесть об угасании музея


 

Если Вам хочется ощутить тихую грусть старого здания, и, как на машине времени, улететь на мгновение в прошлое, отвлечься от надоевших атрибутов цивилизации второго десятилетия 21 века, посетите Иерусалимский Музей Природы. 

Без этого иерусалимского музея повесть о нашем городе не могла бы быть полной. В Столице множество зданий, имеющих свою историю. Большинство из них лепятся друг к дружке, нависая над узкими дворами, где растет тутовник и акация, где  сидят на скамейках сплетничающие бабуни, и  резвятся их сопливые внуки в песочницах. Но об этом доме можно говорить особо. Его окружает огромный даже не по иерусалимским меркам, сад, полный толстых старых деревьев, уютных лавочек, причудливо разросшихся кустов и  – совершенно неожиданно – двух статуй динозавров, которые свидетельствуют: здесь расположен Музей Природы.

А когда-то, в конце 19 века, это была загородная вилла богатого армянского купца Лазаруса Поля Маргариана, построенная им исключительно в целях летнего отдыха. В летние дни узкие переулки тогдашнего Иерусалима, почти полностью помещавшегося в оковах оттоманских стен Старого Города, накалялись солнцем, сладкой вонью пахли мусорные кучи арабского рынка, а вода в колодцах становилась теплой и дурной на вкус. В своем поместье Маргариан дышал свежим горным воздухом, и прихотливо посаженные выписанными из-за границы садовниками, деревья, бросали живительную тень на толстые стены дома. На веранде сидел в легком халате сам Лазарус Поль Маргариан, в прохладе сада играли его дети, наполняя загородную тишину веселым смехом. Дом назывался “Вилла Декан”, стена, окружающая пышный сад , была хорошо видна из новых кварталов – Мошавы Германит (Германской колонии) и Мошавы Яванит (Греческой колонии) к западу и югу от дома.

В начале 20 века лакомый кусочек привлек к себе взоры турецких чиновников. Дом был конфискован турецким правительством (на фоне антиармянских настроений турецкого режима с последующей резней армян это было неудивительно), и в нем – де факто – существовала иерусалимская турецкая мэрия. В 1918 году турки были изгнаны, и в Виллу Декан пришел “гордый бритт”, дом превратился в клуб и библиотеку для офицеров британской армии, вместо армянина-хозяина и турецких чиновников, на веранде в плетеных креслах сидели поджарые английские денди, курили трубки, пили чай и делились впечатлениями от своих путешествий по разнообразным уголкам Империи. Но в 1948 году они ушли, оставив Виллу Декан в запустении и разорении.

В новой Столице нового Израиля поначалу никто не интересовался домом. Зарастал старый сад, лишайники покрыли ступени крыльца, внутри помещений за разбитыми окнами гулял ветер. Лишь в середине 50-ых годов новая власть поместила в ветшающем здании педагогическую семинарию. Один из педагогов , которого звали Цви Лев, занялся возрождением старинного дома, а потом, с присущим ему энтузиазмом, взялся за еще более тяжелое, но очень важное дело. На базе педагогической семинарии он стал создавать то, что сегодня называли бы “проектом по изучению природы”. В молодом Израиле не было специалистов-чучельников. Из германского города Кельн заказал Цви Лев чучела зверей, стеклянные витрины, полки и стенды для экспонатов. Приехали и сами мастера. Они несколько месяцев жили в будущем музее, изготавливая и собирая экспонаты и средства для их экспозиции. Здание было отремонтировано на деньги пожертвований, но ремонт, проведенный очень бережно и со вкусом, не затронул ни великолепный цветной пол из армянской керамической плитки, ни мощные крюки и кольца для люстр, толстостенные лепные камины в комнатах; атмосфера Виллы Декан осталась почти нетронутой, только вместо людей в ней получили прописку чучела и муляжи многочисленных животных, насекомых, растений, рептилий и птиц, обитающих в Земле Израиля. Отдельной гордостью Цви стали муляжи человеческого тела и органов, приводимые в движение моторчиками. В 1962 году музей открылся и стал официальным местом проведения не только экскурсий, но и обучающих семинаров для школьников. Снова наполнился детским смехом и галдежом старый парк, и ребятишки гонялись друг за дружкой среди толстых стволов деревьев, высаженных еще при Лазарусе Поле Маргариане.

Все имеет свое начало и свой конец,  сказано в Торе. И музей, державшийся на энтузиазме создателя и на очень маленьких дотациях от государства, ветшал. Несмотря на живой уголок и теплицы, построенные в обширном парке для привлечения молодежи к сельскохозяйственным работам, на удобное месторасположение и небольшую цену за посещение, все реже и реже посещала музей детвора. Экспонаты и муляжи, сотворенные искусными мастерами в 60-ых годах сильно обветшали и многие из них перестали работать.  И если тебе , читатель, хочется, словно на машине времени, перенестись на 50 лет назад,  посети этот музей, который стал памятником самому себе , музеем музея. Пройди по узким тихим коридорам вдоль стеклянных витрин, где глядят на тебя слепыми глазами чучела зверей и птиц, прикоснись к запыленному муляжу человеческого сустава, подвигай его костями, которые с барабанным стуком и скрежетом шестеренок едва вращаются, непослушные твоему движению, прошествуй в зал, где на холодный камин добродушно взирает медведь из витрины напротив. И выйди на террасу здания, сядь на скамеечку и вдохни тишину, которую за 120 лет до тебя слышал богатый армянин, построивший эту огромную виллу, Виллу Декан. А летом и в праздники ты услышишь звонкие голоса детей 21 века, которых приводят в музей как в лагерь отдыха, и знакомят с теплицами, садом и живым уголком.

В 2012 году градоуправление Иерусалима выделило средства на строительство нового Музея Природы – в так называемом “ряду музеев” между Музеем Израиля и Музеем Науки. Старое здание вновь станет бесхозным, и, скорее всего, на его месте построят новые дома, тех самых элегантных и дорогих типов, которыми застраивают нынче пустующие места в старых кварталах Столицы. Но пока оно существует, и существует огромный парк, столь редкое в наших краях явление, следует поспешить и посетить его. Это – машина времени , способная перенести Вас на 50 и на 100 лет назад, в ту эпоху, когда Город еще только-только выходил из желтых стен своих…

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История and tagged , . Bookmark the permalink.

One Response to Повесть об угасании музея

  1. Pingback: Извините – подвинтесь, или “Вас тут не стояло” | Просто VILGRAF

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s