Столичный “сентрал парк”


 

DSC_0012Сентрал Парк в Нью-Йорке стал неким символом города, слава которого звучит далеко за рубежом. По фильмам, рассказам туристов, повестям, и романам, этот огромный (340 гектаров) зеленый массив в центре Нью-Йорка представляется неким городом внутри города, священной рощей новоязыческого культа, местом, где можно отдохнуть на траве, написать роман, покататься на лодке, найти себе подругу на ночь, много чего можно сделать в огромном Сентрал Парке, над которым поднимаются небоскребы Манхеттена.

Иерусалимский «сентрал парк», название которого для русского уха звучит несколько странно, Ган-Сакер (Парк Сакера) не достигает и десятой доли размеров своего заокеанского прототипа. 16.3 гектара – вот и вся площадь его зеленых лужаек и тенистых рощ. Но для иерусалимцев Ган-Сакер – это культовое место. В День Независимости Израиля, когда каждый уважаемый себя израильтянин занимается жаркой шашлыков, уже в ранние утренние часы собираются на прохладных от росы газонах обыватели, в целях застолбить себе и своей семье достойное место, чтобы тень была в полдень, чтобы было где поставить свой родовой мангал, где можно стоять, приспустив штаны и вывалив живот, обмахивая шкворчащее на шампурах мясо специальным веерком, поглядывая гордо на таких же соседей, переговариваясь важно и неспешно, радуясь независимости своей страны и вкусным запахам кошерного мяса.

Впрочем, не только один день в году любят коренные иерусалимцы свой Сентрал Парк. Каждый выходной, да и вечерами будних дней, когда солнце уже не столь беспощадно к прохожим, приходят в парк любители скейтборда, волейбола, баскетбола, крокета и бейсбола. Бесчиленные семьи с кучей шумных ребятишек и связками мячей всех форм и размеров любят явиться в Ган Сакер. Приходят и ультраортодоксы с колясками и десятком одетых в белые рубашечки отпрысков – покачаться на качелях, посидеть на скамеечках и на травке. Арабские семьи тоже не гнушаются посидеть рядышком, иной раз арабские и еврейские дети с удовольствием возятся рядом в песочке, заставляя поверить на пару минут в миф о сосуществовании и разрушая другой миф – о «государстве апартеида».

История Ган-Сакера довольно интересна. Когда-то в северной его части находилась арабская деревенька на несколько домиков, называемая Шейх-Бадер. Ее жители ушли в 1947 году, опасаясь мести евреев за многочисленные случаи воровства и разбоя, следы которых вели в деревеньку. Сама территория парка в годы Войны за Независимость использовалась как временный аэродром, на котором могли приземлиться небольшие самолеты, поставлявшие в осажденный Иерусалим боеприпасы, воду и провиант. После Войны за Независимость, когда впервые в своей истории Город раскололся надвое, еврейское кладбище на Масличной горе осталось в руках Иордании. Евреи стали хоронить своих покойников на западном склоне долины, которая вскоре станет городским парком. Продолжалось это недолго, поэтому кладбище само по себе не имеет больших размеров, и мало кто из молодых иерусалимцев знает о его существовании. Зато все прекрасно знают те достопримечательности и интересные места, которые окружают Ган Сакер. Это – прежде всего Кнессет с его Садом Роз, здание Верховного Суда, Музей Израиля, Правительственный квартал, кампус Еврейского университета в Гиват-Раме, здание новейшего кинотеатра «Синема-Сити», исторический квартал Нахлаот с востока и «птичья обсерватория» с запада.

На «птичьей обсерватории» хотелось бы остановиться особо – это место представляет собой последний приют для певчих птичек, которые летят в Африку с севера. Далее их будут ждать пустынные горы и вади Негева и Синайского полуострова. Здесь птички делают остановку и отъедаются перед полетом через пустыню. В 1994 году орнитологи Иерусалимского университета построили «птичью обсерваторию» в укромном уголке Ган-Сакер. Здесь птиц подкармливают, окольцовывают, наблюдают за их поведением. Более крупные птицы, например, аисты, пролетают над Иерусалимом и не садятся – их полет проходит выше, и они парят в теплых струях воздуха, обходя Город с востока, по пустынному маршруту, и лишь курлыканье птичьих стай напоминает иерусалимцам о приходе осени или весны – сообразно направлению полета птиц.

План Ган-Сакер разработали парковые архитекторы Липа Яалом и Дан Цур в 1965 году, они распланировали его как английский парк, со свободно стоящими деревьями, обширными газонами и тенистыми уголками. Возможно, они бессознательно пытались сотворить нечто подобное Гайд-парку в Лондоне. Кое в чем им это удалось. В Ган-Сакер часто происходят политические демонстрации, иной раз на его территории, прямо на зелени газонов, возникают палаточные городки с разного рода лозунгами. Горожане уже привыкли к ним, и совершенно не обращают на «протестантов» внимания. Их больше привлекает зелень, открытые поляны и детские площадки, раскинувшиеся в долине между высокими зданиями Кирьят Вольфсон с одной стороны и Кнессета с другой стороны. А любители истории и археологии могут прогуляться к югу от Ган-Сакер, где в долине Креста расположился одноименный монастырь Креста, принадлежавший когда-то грузинской, а сегодня греческой православной церкви.

А кем же был Сакер, в честь которого назвали центральный иерусалимский парк? Гарри Сакер (Sacher) родился в Великобритании в 1881 году.  Он был адвокатом по профессии. Его жена происходила из семьи Маркс, основателей торгового дома “Маркс энд Спенсер”. Таким образом именитым родственником Сакера стал лорд Саймон Маркс, который помог Гарри в карьерном росте, сделав его директором торгового дома. У жены Сакера была родная сестра, мужем которой являлся лорд Исраэль Зив, известный сионист, пламенный поклонник идеи воссоздания еврейского государства в Эрец-Исраэль. Это приблизило Гарри Сакера к идее сионизма. В феврале 1917 года Сакер находился вместе с видными деятелями сионистских кругов в государственной комиссии. С ним сидели бок о бок Уолтер Ротшильд, Джеймс де Ротшильд, Исраэль Зив, Герберт Самуэль, Нахум Соколов и Хаим Вейцман (будущий первый президент Государства Израиль). Эта комиссия была призвана определить будущие границы еврейского национального очага, и результатом ее работы стала декларация Бальфура. Черновик этой декларации был составлен Сакером совместно с Нахумом Соколовым.

В 1918 году Гарри Сакер переехал в Эрец Исраэль, проживал в Иерусалиме и работал в адвокатской конторе. Его услугами пользовались Пинхас Рутенберг (отец израильской электрификации), Еврейский университет в Иерусалиме, Сохнут. А в 1927 году Гарри избрали в правление сионистского конгресса – вместе с Генриеттой Сольд (основательницей больницы Адасса) и Фредериком Кишем.

После смерти Гарри Сакера все его состояние было завещано его детьми на создание в Иерусалиме парка, который станет настоящим городским садом (старый городской сад в районе улицы Кинг Джордж ни размерами, ни месторасположением не удовлетворял требованиям к городскому парку). Так имя этого пламенного сиониста было увековечено в городе, который он так любил. Кроме парка именем Гарри Сакера назван НИИ на базе юридического факультета Иерусалимского Еврейского университета.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s