Холм Аржуд и Эль-Кум


Komdraw

Об элементах языческих культов в раннем иудаизме, о таинственных надписях, о  мирном договоре с Египтом и многом другом.

 

Тема языческого элемента в архаическом иудаизме   вспомнилась мне в связи с прочитанным в ТАНАХе отрывком про царя Йошиягу (Йосию).

(1) И послал царь (посланников), и собрали к нему всех старейшин Йеуды и Йерушалаима. (2) И взошел царь в дом Г-сподень, и все люди Йеуды, и все жители Йерушалаима с ним, и священники, и пророки, и весь народ от мала до велика; и прочел он им вслух все слова книги завета, найденной в доме Г-споднем. (3) И встал царь на возвышение, и заключил союз пред Господом, – чтобы следовать Г-споду и соблюдать заповеди Его, и свидетельства Его, и уставы Его всем сердцем и всею душою, чтобы выполнять слова этого завета, написанные в этой книге. И вступил в союз весь народ. (4) И повелел царь Хилькийау, первосвященнику, и священникам-помощникам, и стоящим на страже у порога вынести из храмового зала Г-сподня все вещи, сделанные для Баала, и для Ашэйры, и для всего воинства небесного, и сжег их вне Йерушалаима, в полях Кидрона, и пепел их отнес в Бэйт-Эйл. (5) И отстранил он жрецов, которых поставили цари Йеудейские для совершения воскурений на возвышениях в городах Йеудейских и в окрестностях Йерушалаима, и приносивших воскурения Баалу, солнцу и луне, и звездам, и всему воинству небесному; (6) И вынес он Ашэйру из дома Г-сподня за Йерушалаим, к потоку Кидрон, и сжег ее у потока Кидрон, и истер ее в прах, и бросил прах ее на гробницы сынов народа. (7) И разрушил он дома блудников, которые были при храме Г-споднем, где женщины ткали покровы для Ашэйры; (8) И привел он всех священников из городов Йеудейских, и осквернил возвышения, на которых священники совершали воскурения, – от Гэвы до Беэйр-Шэвы, и разрушил те возвышения у ворот, которые у входа в ворота Йеошуи, главы города, слева от входящего в городские ворота. (9) И не всходили священники высот к жертвеннику Г-сподню в Йерушалаиме (для жертвоприношений), но опресноки они ели вместе с братьями своими. (10) И осквернил он Тофэт, что в Гэй Бэн-Инноме, чтобы никто не проводил ни сына своего, ни дочери своей через огонь Молэху. (11) И лошадей, которых поставили (в честь) солнца цари Йеудейские, он перенес от входа в дом Г-сподень в комнаты Нетан-Мэлеха, царедворца, что в предместьи; а колесницы солнца он сжег в огне. (12) И жертвенники, что на крыше верхней комнаты Ахаза, которые сделали цари Йеудейские, и те жертвенники, которые сделал Менашшэ в обоих дворах дома Г-сподня, царь разрушил и низверг оттуда, и прах их бросил в^поток Кидрон. (13) И (жертвенные) возвышения, что пред Йерушалаимом, справа от Масличной горы, которые построил Шеломо, царь Исраэйлев, для Ашторэт, мерзости Цидонян, и Кемоша, мерзости Моавитской, и Милькома, гадости сынов Аммоновых, царь осквернил. (14) И разбил он статуи, и срубил ашэйрим, и заполнил места их костями человеческими. (15) Также и тот жертвенник, который в Бэйт-Эйле, возвышение, устроенное Йаровамом, сыном Невата, который ввел в грех Исраэйль, – и тот жертвенник, и то возвышение он разрушил; и сжег он это возвышение, и истер в прах, и сжег Ашэйру.

Мелахим II, глава 23, 1-15

Данный отрывок включает в себя добрые дела царя, который провел реформы иудаизма, и отбросил окончательно ту языческую “мерзость” (это слово можно написать и без кавычек, чего стоят дома блудников при Храме,  и страшный Тофэт в Гэй Бен-Инноме, где сжигали малышей-первенцев). И становится не по себе от понимания, насколько легко смог еврейский народ впитать и исполнять кровавые и отвратительные культы языческих народов Ханаана.

В антирелигиозной литературе принято всячески критиковать ТАНАХ, сводя его значение – даже как исторической летописи – на нет. Давайте проверим ТАНАХ археологическими находками. Действительно ли языческие мотивы в иудаизме существовали во времена, предшествующие реформам царя Иошиягу?

В середине 70-ых годов, когда Синайский полуостров был в руках Израиля, на раскопках, произведенных на холме Ажруд – западнее нынешней границы с Египтом – был обнаружен небольшой город. В нем в IX-VII вв. до новой эры располагалась торговая фактория Израильского царства, бывшая на пути между Эцион-Гевером (нынешним Эйлатом) и городами побережья Средиземного моря. Мы не знаем, с каким городом, описанным в ТАНАХе можно отождествлять этот небольшой населенный пункт, но мы четко знаем, что там жили израильтяне. Надписи на каменных и глиняных сосудах, сделанные типичным для IX-VII вв. до н.э палеоеврейским письмом  упоминали Шомрон (Самарию) – древнюю столицу Израиля, построенную на “гумне Шемера” по приказу царя Омри. Большинство сосудов и надписей обнаружили в большом прямоугольном здании, вдоль стен которого шли глинобитные скамьи. Археологи, не долго думая, назвали его “домом скамеек”.

250px-כתובת_על_אגן_אבן_-_כונתילת_עג'דרוד

Надпись “Господь и его Ашера” на каменной чаше из Аржуда

Надписи были посвящены Богу. Да, Богу Израиля, четыре буквы имени которого знает каждый еврей сегодня, и которые древние израильтяне иной раз сокращали до трех- или двухбуквенной аббревиатуры. Но на многих из них имя Бога соседствует с именем Ашеры, языческой ханаанской богини, которая, по всей видимости, считалась полуязычниками-израильтянами “женой” или “возлюбленной” Бога. Например, одна надпись гласит: “И благословил я Богом Израиля и его Ашерой”. Есть еще несколько подобных словосочетаний, высеченных на ободе каменной чаши. Кроме того, на одном из сосудов видны изображения людей с головами быков и женщины, играющей на арфе. Не грех вспомнить, что бык или телец – символические фигуры-идолы, возведенные по приказу первого израильского царя Иеровоама после раскола царства Давида и Соломона на Израиль и Иудею, то есть они являются символом Израиля.

Интересна судьба этих, очень важных для истории нашей страны, находок. По мирному договору с Египтом, Израиль отдал все найденные в Синае археологические находки в египетские музеи. Там они лежали в запасниках, и после событий 2011 года, когда разъяренный народ громил музеи, высока вероятность того, что бесценные артефакты потеряны навсегда. Такова цена договора, за закорючку которого мы не только отдали Синайский полуостров со всеми его богатствами, но и наши исторические артефакты, заплатив историей за временное затишье.

2013-04-20 14.43.06

Надпись из Эль-Кума. Музей Израиля, Иерусалим (фото автора)

Вторая подобная находка была сделана археологами на Ар-Хеврон, неподалеку от города Хеврон, в месте , называемом арабами Эль-Кум. Там было раскопан большой еврейский некрополь периода X-VII веков до н.э. На одной из могил обнаружили каменный барельеф, который в ту же ночь местные арабы отбили от скального основания и всучили археологам за деньги. На этом барельефе изображена человеческая ладонь (парадоксально, но  изображение ладони, так называемая “хамса”, стало через много веков символом “оберега” ), и надпись о том, что некий Ариягу благословлен Господом (4 буквы имени Бога) и его Ашерой. Таким образом, мы узнаем, что и в Иудее того времени Богу придавали в жены или подруги местную богиню Ашеру, которой поклонялись евреи, обученные хананеянами, и “высоты” которой заложил царь Соломон у Храма. Именно эти “высоты” для поклонения (каменные платформы для молитвенных церемоний) и уничтожил царь Йошиягу.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Археология and tagged . Bookmark the permalink.

One Response to Холм Аржуд и Эль-Кум

  1. АБ2 says:

    Языческое неискоренимо в людях – плоть от плоти, дух от духа. Двуединство. Одно без другого не выживет.

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s