Многие воды Иерусалима


Watersupply7

Водоснабжение Иерусалима от глубокой древности до наших дней, связанные с этим проблемы, источники вод вокруг города.

Начиная с глубокой древности, Эрец Исраэль страдала от недостатка воды. Земледелие на достаточно плодородных землях полностью и целиком зависело от сезона зимних дождей. Недаром каждый день в обязательной трехразовой молитве верующий иудей зимой молит о дожде, а летом – об утренней росе . Эта древнейшая молитва произносилась все 2000 лет изгнания еврейского народа, даже в тех напоенных водой странах, где в ней не было никакого смысла, символизируя неразрывную связь каждого молящегося с Землей Израиля. Тема воды красной нитью проходит сквозь Тору и весь иудаизм, вода связана с ритуальной и физический чистотой. В Торе приводится записанная Моше Рабейну (Моисеем) древнейшая песнь евреев времен кочевки по Синайской пустыне

Кладезь, излейся!
Пойте ему!
Кладезь! — князья ископали его,
добрые из народа изрыли его
посохами своими, своими жезлами!

(Бемидбар (Числа), 21, 17-18)

А в своем плаче о погибших Шауле и Йонатане царь Давид говорит

Да не будет вам ни росы, ни дождя,
горы Гильбоа!
Да не будет вам плодоносных полей!
Ибо там повержен мощный щит,
щит помазанника Шауля!
Без крови мертвых, без тука мужей
не возвращался Ионатанов лук,
не возвращался без дела Шаулов меч!
Шауль и Ионатан,
радость и краса!
Не разлучились они и в смерти своей.
Были они легче орлов,
Были они крепче львов!

(Шемуэйл 1, 1, 19-27)

То есть самое страшное проклятие  для плодородных галилейских гор Гильбоа – лишение росы и дождя.

В те времена, когда евреи пришли в Землю Израиля, она же Ханаан,  в стране были следующие источники воды:

1. Река Ярдэн (Иордан) и озеро Киннерет (Генисаретское),

2. Река Яркон, впадавшая в Средиземное море севернее Яффо,

3. Река Кишон, впадавшая в Средиземное море у Кармеля,

Остальные реки и речушки, которые русский человек пожалел бы и называть так за их мелководие, наполнялись водою только зимой, когда дожди лили почти непрерывно, а в горах иной раз выпадал мокрый снег. Летом же вся территория Земли Израиля высыхала. Но положение спасали многочисленные родники,  колодцы и водосборные цистерны.

В районе основанного более 4000 лет назад Иерусалима было всего два источника – Эйн-Рогель и Гихон (Геон), из которых самым многоводным считался Гихон. Имя его происходит от ивритского слова “гиха” – “прорыв”, указывающее на пульсирующий характер его течения.  Он-то и являлся основным источником воды для маленького городка Уру-Шалема, в котором жило ханаанское племя иевусеев, народа, родственного евреям по языку и происхождению, но полностью отличавшегося от них в религиозном плане. Иевусеи-язычники почитали многих богов общеханаанского пантеона, в том числе Ашейру, Анат, Баала, Эля. Сам по себе Уру-Шалем, окруженный стенами, находился немного поотдаль от источника Гихон, и поэтому иевусеи прорыли к нему подземный ход, а сам источник окружили мощными укреплениями. Эта шахта, продолжавшаяся до самой Кидронской долины, и, предположительно, подводящая воду Гихона для орошения ханаанских полей, была использована Давидом. Царь послал отряд отборных воинов, пробравшихся по шахте и захвативших Уру-Шалем в Х в. до н.э. С тех пор город стал столицей Давида и всех двенадцати колен (родов) Израиля, и имя Иерушалаим вошло в душу и кровь еврейского народа,  как символ самого народа и его более чем трехтысячелетней государственности. Но речь сейчас будет не об этом.

Бассейн Хизкиягу, расширенный в период Второго храма.

Бассейн Хизкиягу, расширенный в период Второго храма.

Кстати, иевусейскую шахту вновь обнаружил британский археолог, офицер Армии Ее Величества Чарльз Уоррен в XIX веке, с тех пор ее называют “ствол Уоррена” или просто “шахта Уоррена”. До недавнего времени считалось, что иевусеи использовали для подъема воды короткий вертикальный ход, ведущий из шахты вниз к источнику, но раскопки 1995 года открыли не раскопанный Уорреном тоннель ханаанцев, который более полого спускался к устью Гихона. По всей видимости, вертикальный ход – это естественная карстовая воронка.

Несмотря на то, что иевусейская шахта продолжала функционировать, иудейские цари понимали, что столкнутся с проблемой водоснабжения при возможной осаде города. В случае, если враг разрушил укрепления источника и перекрыл бы, таким образом, безопасный доступ к воде, городу грозила бы смерть от жажды. Учитывая быстрый рост населения Иерушалаима, который в конце VIII века до н.э достиг площади 70 гектаров, и в который переселились беженцы из разрушенной ассирийцами Самарии, существующее положение не могло продолжаться. При царе Хизкиягу (Езекии) иудейские инженеры распланировали и проложили в скалах туннель, по которому воды Гихона направлялись внутрь городских стен в так называемый бассейн Шилоах. Оттуда можно было черпать их свободно. Этот более чем пятисотметровый туннель сегодня – одно из любимых мест для молодежных экскурсий, пройти тоннель по пояс в прохладной воде летом – развлечение, необычное и запоминающееся.  Строили его две команды каменотесов, пробивающие себе путь друг-другу навстречу. На месте смычки тоннеля находилась надпись на иврите, в которой кратко и по-деловому сообщалось следующее (в квадратных скобках – восстановленный текст, в круглых – пояснения):

[Закончен] туннель. И так была история пробития его. Когда ещё [каменоломы ударяли]киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё (оставалось) три локтя про[бить, слыш]ен (стал) голос одного, воскли-
[цаю]щего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина (или трещина) в скале (идущая) справа [и налево.] И в день про
бития его (туннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к [ки]рке. И пошли
воды от источника к водоёму двест[и и] тысяча (1200) локтей. И с[т]о
локтей была высота скалы над головами каменолом[ов]. 

Надпись открыл ученик немецкого археолога, архитектора и просветителя, проживавшего в Эрец Исраэль, Конрада Шика. По приказу самого Шика с надписи сняли гипсовый слепок, по которому ее и расшифровали. А сама надпись пострадала – ее варварски вырубили из скалы местные арабы, собиравшиеся продать ее любителям древностей . При этом древний камень раскололи на несколько частей. Турецкая полиция (Земля Израиля находилась тогда в пределах Османской империи) конфисковала находку и отправила ее в археологический музей в Стамбуле, где камень экспонируется и поныне.

Любопытно заметить, что надпись не прославляет царя Хизкиягу, во время царствования которого пробивался тоннель. Нет в ней и упоминания имени Бога. Это скорее некая мемориальная доска двум бригадам тоннелепрокладчиков.

Сам же бассейн Шилоах, он же Силоамская купель, он же бассейн Хизкиягу расширили и увеличили во времена царя Ирода, в воду его вели каменные ступени, а в северном конце ступеней помещался портик с колоннами, где можно было посидеть и отдохнуть с дороги. Считается, что в этом бассейне в период Второго храма проводили ритуальные омовения, и его вода не использовалась для питья.

"Пруд Хизкиягу" или Амигдалон

“Пруд Хизкиягу” или Амигдалон

В целом воды источника Гихон в период Первого Храма (X-VI века до н.э) было в достатке для водоснабжения столицы Иудеи, а воды маленького родника Эйн-Рогель использовались, в основном, для нужд сельского хозяйства в примыкающей к городу Кидронской долине, они же – вместе с частью вод Гихона, орошали так называемые “царские сады” на стыке долин Кидрона и Гэй Бен-Инном. В VIII веке до н.э был вырыт также Овечий бассейн у северной части Храмовой горы, в нем брали воду для нужд Храма (арабы называли его до недавнего времени Биркет Исраил), известный как Бейт Хисда или в русской транскрипции Вифезда. После возвращения из вавилонского плена, уже в III веке до н.э Овечий бассейн был снова расширен.  Этот бассейн также связан с именем Иисуса, точнее с “чудом излечения”. Сегодня его можно видеть в подвалах церкви св. Анны недалеко от Дамасских ворот Старого Города.

Уже в эпоху Первого Храма  иудеи задумывались о дополнительном водоснабжении столицы – дело в том, что источник Гихон, несмотря на его кажущуюся полноводность, течет крайне неравномерно, иной раз он почти пересыхает. Позже – в эпоху Второго Храма, когда город Иерусалим достиг почти полумиллионного населения, а на праздники Шавуот, Суккот и Песах в нем собиралось дополнительно более миллиона паломников, проблема обеспечения города пресной водой встала настолько остро, что потребовала принятия срочных мер.

"Струтион"

“Струтион”

Одним из первых водосборных сооружений города, собиравшим дождевые воды, стал акведук Хасмонеев, по которому сегодня проходит подземный маршрут в туннеле у Стены Плача. Вслед на ним были вырыты “бассейн Хизкиягу” и бассейн Мамилла  вода в которых накапливалась за сезон дождей и текла по акведукам в город. Бассейн Хизкиягу историк Йосиф Флавий называет Амигдалон, помещая его по соседству с главными башнями городской цитадели. Еще один подобный бассейн под названием Струтион был вырыт у северной стены, там , где царь Ирод приказал возвести цитадель Антония, а после разрушения Иерусалима императором Адрианом на этом месте был возведен форум нового города Элия Капитолина.  Чуть восточнее Струтиона царь Ирод приказал основательно расширить еще одно водохранилище для дождевой воды – Овечий бассейн, о котором речь шла выше. Но самым мощным гидротехническим сооружением города явились так называемые пруды Соломона, которые на самом деле были заложены еще при царях Хасмонейской династии (II-I вв. до н.э) в районе Бейт-Лехема  (Вифлеема), оттуда вода, накапливаемая во время сезона дождей, текла под действием силы тяжести по акведуку, ведущему к Яффским воротам города. Пруды Соломона сохранились и до наших дней, их посещение туристами затруднительно из-за местонахождения в пределах палестинской автономии, а остатки акведука археологи вскрыли в юго-восточном квартале Иерусалима Армон-А-Нацив. Объем прудов Соломона – 288000 куб. метров, они снабжали водой Иерусалим и построенный по приказу Адриана город Элия Капитолина до конца византийского периода владения Иерусалимом.

Водоем

Водоем Мамила

 

Арабы, завоевав Святой Город, продолжали использовать акведуки, ведущие от прудов Соломона, но про прошествии нескольких сотен лет это великолепное гидротехническое сооружение пришло в полную негодность. Последний ремонт акведука осуществил мамлюкский губернатор Иерусалима Танкиз, его ремонт был связан  с необходимостью снабжения мечетей на Храмовой горе свежей водой для омовения ног. Построенный по приказу Танкиза фонтан “А-Кас”, “чаша” по-арабски, до сих пор функционирует на Храмовой горе. Так как Иерусалим в средние века превратился в небольшой городок, для его водоснабжения хватало источника Гихон и бассейнов Мамилла, Хизкиягу и Струтиона.  Кроме того, воду брали в еще нескольких небольших источниках. Это положение сохранялось до 1536 года, когда по приказу турецкого султана заложили новый бассейн – неподалеку от стен Старого Города, называемый до сих пор “Бассейн султана”. Новое водохранилище собирало дождевую воду, а плотина, которая огораживала его с юга, проходила по насыпи, на которой когда-то размещался нижний акведук от Соломоновых прудов. В городе появились многочисленные водоносы с огромными кувшинами за спиной. Их можно было видеть еще во времена британского мандата. А иногда – даже сегодня в районе Старого города, но сейчас они скорее выполняют роль восточной экзотики  для туристов.

В 1918 году, когда англичане выгнали турок из Земли Израиля, британское правительство решило восстановить систему водоснабжения Иерусалима.  Были проведены работы по проведению водопровода от бассейна Мамилла, несколько расширены пруды Соломона , но вскоре англичане решили , что эти работы нерентабельны, и провели новый водопровод от источников Эйн-Прат, а затем от источников в Рош-а-Айн.

В 1948 году Израилю досталась в наследство английская водопроводная система, которую за годы существования еврейского государства сильно расширили и оснастили Столицу Израиля современным водопроводом. Из источников Эйн-Прат вода больше не берется. Водоснабжением в городе ведает компания Гихон,   Иерусалим снабжается хорошей водой высокого качества. А исторические источники стали местами проведения экскурсий. Кроме маленького источника Эйн-Рогель, о котором я упоминал в начале заметки – он высох в 20-ых годах прошлого века.

В целом, далеко не все источники водоснабжения в районе города разведаны. Недавно, при проведении работ по прокладке рельсового пути иерусалимского трамвая, в районе Дворца Наций неожиданно была обнаружена длинная подземная пещера, с небольшим, но достаточно сильным подземным ручьем , дающим около литра воды в секунду. По всей видимости, археологов, геологов и просто жителей города ждет еще много интересных сюрпризов, связанных с водой.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Археология, История. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s