Миква и милевой столб


Автор путешествует в районе Алон Швут, любуется окрестностями и местными древностями. Размышления автора о захвате арабами еврейских земель. Дорога Праотцев и новое шоссе. Иудейские древности на трассе меж двух столиц.

Дорога Праотцев не стяжала в древности ту громкую славу, которую имели “Морская дорога” вдоль берега Средиземного моря и “Царская дорога”, ведущая вдоль восточного берега Мертвого моря. Даже слава набатейской “Дороги пряностей” не досталась Дороге Праотцев. Но для любого еврея эта древнейшая магистраль имеет огромное культовое , духовное и историческое значение. Она ответвлялась от “Морской дороги” в верхней Галилее, у города Хацор (Асор в русской транскрипции) и поворачивала на юг, проходя по становому хребту Иудейских гор. От Хацора до города Беэр-Шева вела она – сквозь Шхем, Иерушалаим, Бейт-Лехем, Хеврон и спускалась в пустыню у конечного пункта своего назначения. Второе ее название было “Горная дорога”, и она оправдывала его в полной мере, проходя ровнехонько посередине горных хребтов, спускаясь в ложбины и причудливо извиваясь по склонам, покрытым в далекие времена начала второго тысячелетия до н.э. довольно густыми лесами. Вокруг дороги били родники, росли фисташковые деревья, и там , и сям высились могильные холмики – в долгом пути люди иной раз не успевали доехать до конечной цели своего путешествия.

map_new_waНаши праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков, пользовались этой древней трассой, даже в их времена она уже была очень старой и широко используемой дорогой. В небольших городах жили племена кнааним (хананеян), близкие к евреям по языку, но уже оседлые, в отличие от ставшего кочевником Авраама и его детей и внуков. Здесь – на пути из Хацора в Беэр-Шеву, была куплена евреем Авраамом первая земля для его народа – пещера и поле в Мамре, у города Хеврона. Там род Авраамов стал хоронить своих покойников, там сегодня высится посреди города Хеврона самое древнее из полностью сохранившихся и используемых зданий на земле – Маарат-Махпела. Самое святое место для еврейского народа после Стены Плача. А между Хевроном и Иерушалаимом, возле древнего Бейт-Лехема (Вифлеема) , города царя Давида, расположена могила  праматери Рахели, умершей от родов по дороге в Беэр-Шеву. Последнего, любимого сына, Биньямина, родила она Иакову, и тот оплакивал ее смерть, а потом на восьмой день успокоился и радовался на брит-миле (обрезании) сына. Вся первая глава Торы – Берейшит (“В начале”, или “Бытие” в синодальном переводе Торы) посвящена событиям, которые так или иначе связаны с Горной Дорогой. И много можно рассказывать про каждый километр ее, но сегодня мы поговорим немного о временах, отделенных от времени праотцов периодом в 1750 лет.

В 63 году до н.э римский консул и полководец Помпей Великий завоевал Иудею, положив тем самым конец 80-летней независимости государства Хасмонеев. В Иерусалиме триумфатор въехал в Храм, и, не увидев ни одной, привычной римлянину, статуи, произнес в сердцах: “Безбожный народ!” (через какие-то 350 лет Рим станет христианской страной, и начнет поклоняться распятому еврею, предав забвению римских богов). Римская империя во всех захваченных странах вводила свой римский порядок, ORDINIS ROMANI. В новой провинции Иудее римляне –  к своему удовольствию -обнаружили дороги, содержащиеся в хорошем состоянии, и начали использовать их, установив через каждые 2000 шагов мильные камни – столбы, называемые по-латыни “Милерариум”. По таким столбам можно было судить, сколько еще нужно идти или ехать до ближайшего населенного пункта. На Дороге Праотцев, между Хевроном и Иерусалимом, двумя священными еврейскими городами, такие столбы кое-где сохранились. Один из них расположен возле поселения Алон-Швут. Небольшой, цилиндрический обелиск с высеченным на нем порядковым номером до сих пор отмечает очередную милю на дороге, по которой в Суккот, Шавуот и Песах шли иудейские паломники в Иерусалимский Храм. Шли чинно, медленно, распевая молитвы. От этих дней остались по сторонам дороги миквы – бассейны для ритуального омовения. Недалеко от алон-швутского римского милевого столба есть одна такая миква – с входом и выходом, огромным бассейном для дождевой воды и колодцем – водосборником, в который стекала дождевая вода. У миквы два расположенных рядом дверных проема – в правый входили, и, окунувшись в холодную бодрящую воду, выходили с молитвой из левого, очистившись от ритуальной нечистоты, с чистыми мыслями и чистыми помыслами продолжая идти туда, где в дымке была видна позолоченная зубчатая крыша Храма.

Как бы не пытались многие евреи – эллинисты хвалить власть Рима, указывая на блага цивилизации, которые несет этот народ – поработитель, все имеет свой конец. Евреи восстали, Иудея пылала огнями великой войны простив Римской Империи. С трудом и потерями подавили римляне Великое восстание, и Храм был разрушен, и опустела во второй раз столица Иудеи, как за 650 лет до этого после вавилонского нашествия. И стала зарастать травой Дорога Праотцев, и никто более не пользовался миквой у дороги. А когда арабы в VII веке пришли в Эрец Исраэль, миква была запущена. А дорога превратилась в узкую тропинку, которая все так же прихотливо петляла среди холмов.

Сегодня Иудейское нагорье к югу от Иерусалима активно заселяется евреями, возрождаются еврейские города. Возродилась и Дорога Праотцев, по которой после 1967 года евреи стали ездить из Иерусалимва в Хеврон, в Эфрату , в возрожденные городки Гуш-Эцион , района к югу от Столицы. Но после соглашений в Осло, шоссе Иерусалим – Хеврон уже не проходит через Горную Дорогу, а идет в обход арабских сел. Это не помогло надолго – арабы занимаются незаконным строительством вдоль нового шоссе, периодически забрасывая камнями проезжающие машины. А иной раз – и настоящие обстрелы устраивают. Гибнут евреи на новой дороге , проложенной в обход. На дороге, которая вместо безопасности породила лишь дополнительный клубок проблем для еврейских поселений. Арабы вокруг занимаются захватом земли, обсаживая земли вокруг поселений виноградниками , и раз в год приезжая и обрабатывая их. А когда нужно расширять города и выкорчевывать эти виноградники – начинает разыгрываться арабская трагедия  в одном акте – о злых сионистах и бедных арабах, которых притесняют злые сионисты. И с тревогой смотрят на это евреи-поселенцы, любящие землю Израиля, и заселяющие ее. И только миква, стоящая у дороги, твердо напоминает нам, кому принадлежала, и кому будет принадлежать земля вдоль Дороги Праотцев.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Археология and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s