Вкусный хумус Абу-Тахера?


SAMSUNG CSCО хумусе и плакатике на стене

Хумус прочно вошел в израильский быт. Это незамысловатое и вкусное блюдо из нута, сдобренное пряностями и тахинным соусом, снискало себе репутацию одного из символов государства. Кроме всего прочего, “поесть хумус” в некоторых кругах нашего общества считается верным признаком плюрализма, правильного отношения к мирному сосуществованию с арабским социумом и широты взглядов. Все это сочетается с самолюбованием и бешенным апломбом в спорах об “отдаче территорий” и о “мирном процессе”, благо обе эти темы давно стали оксюмороном.

Впрочем, автор данного текста тоже любит хумус. Иной раз эта простая, сытная пища выручала мой оголодавший желудок, придавала сил и поднимала настроение. В Иерусалиме есть много интересных мест, где хумус сам в рот просится. Когда-то любимым местом у меня был “Пинати”, который, отчего-то, стал ощутимо хуже в последний год. И хумус у него поиспортился, и множество новых отделений по всему городу появились – а такая популярность редко влияет на качество снеди в положительную сторону. Поэтому чаша весов все больше склоняется в сторону “Рахмо”, “Азуры”, “Хумус Бен-Сира” и других милых моему сердцу заведений.

SAMSUNG CSCТем не менее, иной раз на меня нападает желание отведать хумус у наших сводных братьев в Старом Городе. Абу-Гошевские рестораны я не беру в расчет – это откровенная ловушка для некоторых кругов нашего общества (см. выше) с весьма сомнительного качества едой. В Старом же Городе сохранились маленькие арабские ресторанчики, где аромат вручную приготовленного хумуса ни с чем не сравнишь. Впрочем, речь пойдет не об очередной “хумусной оде”, речь пойдет о небольшом плакатике на стене ресторана.

Мясной рынок в Старом Городе – это длинный узкий переулок, где в лавочках свисают с крюков мясные туши, лежат в тазах с водой кишки и желудки, высятся пирамиды требухи. Здесь тяжело пахнет запахом уснувшей навек плоти, здесь толстые ленивые коты вальяжно прогуливаются вечером по грязным камням мостовой, здесь в полумраке похожих на норы лавок сидят старые арабы и играют в карты, покуривая кальян. В лавочке номер 16 на улице Мясного рынка помещается известный всему иерусалимскому люду ресторан Абу-Тахера. Который принято (!) хвалить за его – по слухам – бесподобную макклуббе, великолепный суп из баранины в йогурте и лучший (по словам пробовавших) хумус в городе.

Не удержавшись от всеобщего восхищения этим рестораном и не желая прослыть совсем уж невежей в деле иерусалимского хумусоведения, я тоже решил присоединиться к кругу “вкушающих хумус Абу-Тахера”. Кстати, вспомнилась пасторальная картинка из далеких 90-ых, когда премьер-министр Ицхак Рабин усиленно продвигал проект “мирного договора” с Сирией, за который Израиль лишался Голанских высот. На этой интересной картинке поезд доставлял страждущих израильтян в Дамаск – поесть хумуса. Да-да. Сегодня в Сирии, мягко говоря, совсем не пахнет хумусом. Там пахнет кровью, разлагающимися трупами, людским ужасом и отчаянием. История сама расставляет точки над “и” и ласково захлопывает крышку гроба над любым “мирным процессом”, который наши “некоторые круги” стремятся навязать остальному обществу. Кстати, именно такие приятные посетители сидели у Абу-Тахера. Судя по их разговорам – семьи из Тель-Авива, приехавшие приобщиться к “сосуществованию”, заискивающе улыбающиеся хозяину заведения. Элои, порожденные гением Уэллса, сидели передо мной семьями, улыбчивый морлок с усами моржа подавал им пресловутый хумус и вкусный (наверное) рис-маклуббе. Элои изящно поедали хумус вилками. Милая девочка с белыми кудряшками подбежала к Абу-Тахеру и поблагодарила его изысканным арабским “шукран”. В воздухе висел аромат “мира” и “сосуществования”. Воистину, подумалось мне (один хумус, пожалуйста!), не зря пророк Иешаягу написал 2800 лет назад о том, что дитя прострет руку в нору змеи и змея не укусит его…

Тут мое внимание привлек плакатик, висевший аккурат над милыми тель-авивцами.

На нем к Куполу над Скалой шагал широкими шагами араб в куфие, над головой которого вилась надпись на английском:

“Святая борьба за священные права народа Палестины!”

Хозяин заведения поймал мой взгляд и виновато с хитрецой улыбнулся. Памятуя восточные обычаи я улыбнулся в ответ, зачерпнул питой остаток хумуса с тарелочки и оплатил заказ. Усы хозяина стали торчком, он поклонился мне, приложа руку к сердцу:

“Заходите еще, господин!”

Я кивнул ему, с еще более вежливой улыбкой. Тель-авивские элои – любители хумуса выходили передо мной, расточая патоку комплиментов. Им вслед хмуро глядел повар из своей небольшой кухни. 

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in Вкусно кушать and tagged , , . Bookmark the permalink.

6 Responses to Вкусный хумус Абу-Тахера?

  1. p says:

    а что же ты не отвечаешь? посты мои стираешь? не любишь правды в свои 45?
    жизнь прошла, а даже писульки твои читать никто не хочет….
    и все-то у тебя теоретически, и геройство, и ненависть, и любовь, и даже национальная гордость и та не настоящая.
    В армии не был, все войны в подвале просидел. Так и помрешь. даже внуки не вспомнят….
    Вот такая она правда. Ну да ладно.
    😉

    Like

    • Странный ты тип, gelman5.ch.huji.ac.il…
      Даже этапы моей биографии в своем левом запале не выучил. Ты готов, совесть моя, мне в лицо сказать, что я не служил в армии? Давай встретимся, поговорим. Ты мне предъявишь доказательства. Мне интересно. Как и другие инсинуации, вроде “не любишь правды в свои 45?
      жизнь прошла, а даже писульки твои читать никто не хочет…”
      Меня просто удивляет поведение маститого ученого, который вторые сутки несет ахинею под постами графомана и т.п… Неужели мои налоги идут на содержание такого рода ученых? Или быть профессором – не значит быть человеком трезвым априори?

      Like

  2. Меня удивляет, что с компьютера вот этого человека –
    http://chem.ch.huji.ac.il/~dgelman/
    идут подобные комментарии.
    Просто даже не верится, что профессор Еврейского университета в Иерусалиме снизойдет до такого уровня, что будет под именами “Йосефхуй”, “Жопасручкой” и др. анонимно “срать в каментиках” у – как он сам заметил – графомана, неудачника, ненавидящего человека…
    Воистину, я этого просто не понимаю. Такое впечатление, что пишущий все эти коментарии смотрит на себя в зеркало и рисует с себя.
    Кстати, господин, пишущий с http://chem.ch.huji.ac.il/~dgelman/ – в 45 (до которых мне еще 4 года) жизнь не заканчивается. За редкими – к сожалению (и ты знаешь, почему я говорю “к сожалению”) исключениями.
    Если тебе не нравятся мои политические воззрения – это твои личные проблемы. Я с тобой спорить не собираюсь. Но мне странно видеть вот такой способ комментирования – совершенно глупый, детсадовский, под кличкой. Или тебе статус не позволяет поспорить? Или – что скорее всего – тебе просто нечего сказать.

    Like

  3. p says:

    Виленский, не нужно ненавидеть людей за их национальную принадлежность. Не нужно любuть войну, особенно когда сам предпочел не служить.
    Не нужно делить людей на арабов и евреев. и даже хумус делить не надо на еврейский и арабский. Делить людей нужно на хороших и плохих.
    Поэтому не пиши о ненависти: это графоманство – у ненависти всегда есть читатели.
    ну вот теперь все.
    Счастья тебе, хoтя ты меня разозлил.

    Like

    • Господин Гельман. Ваши комментарии отправлены моему адвокату. Комментарий под публичной записью приравнивается к клевете. Особенно то, что я, по вашему мнению не служил в армии, прятался все войны в подвале и закосил по дурке.
      Вам очень нравится демократичность нашего правового государства. Мне она тоже по нраву.Скриншоты комментариев и ваш IP находятся у моего адвоката. Вы меня не разозлили, но очень разочаровали. С праздником Вас, профессор Дмитрий Гельман.

      Like

  4. dima says:

    u menia net advokata no esli nado budu iskat’. a zhal’.
    i vas)

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s