СТОПОЧКА


DSCF8903

Согласно Евангелиям от Марка и от Луки, а также Деяниям апостолов, Иисус – после своего воскресения из мертвых – еще сорок дней проповедовал своим апостолам, после чего собрал их на Масличной горе в Иерусалиме и в их присутствии вознесся на небо. И пришли два «мужа в белых одеждах», и сказали:

«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.»

Вознесение Иисуса на небо трактуется христианскими вероучителями как полное соединение материального тела Иисуса с его божественным началом. Это событие является праздником для христиан всего мира, его отмечают на сороковой день после Пасхи (выпадает праздник Вознесения всегда на четверг).

На канонических иконах Иисус изображен взлетающим в небо, на земле стоят – глядя на него – двенадцать апостолов (учеников), окружающих Марию, мать Иисуса. На некоторых иконах показан след на земле – последний материальный отпечаток человека, породившего новую религию и «принесшего свет Божий народам». И это не просто так. След ноги Иисуса действительно существует в Иерусалиме на склоне Масличной горы. Является ли эта выемка в камне действительным следом Христа? Ответа на этот вопрос мы не получим никогда. Так называемый «культ следов» в христианстве, да и в исламе, существует довольно давно, одновременно с культом мощей, культом различного рода личных и связанных со святыми материальных предметов (плат Вероники, туринская плащаница, копье легионера, которым тот ударил подвешенного на крест Иеошуа, и многое другое). Параллельно такой культ существует и в буддизме, где в храмах-ступах хранится что-либо, являющееся частью тела Будды. Так, в знаменитой ступе Шведагон в Янгоне (Рангуне) хранятся реликвии четырёх Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Будды Гаутамы.

В одном только Иерусалиме – помимо мощей святых – есть несколько следов, как Иисуса, так и других исторических личностей. В частности, в Старом Городе на Виа-Долороза в районе пятой станции есть отпечаток ладони Иешуа на стене дома (то, что этот дом намного моложе самого Иисуса, никого из верующих не смущает). Во дворе Храма Гроба Господня существует отпечаток ног турецкого солдата, спрыгнувшего со стены, где он стоял на страже, во двор Храма при сошествии Святого Огня с небес, и уверовавшего в Христа. На Храмовой Горе – по свидетельствам некоторых источников – в мечети Аль-Акса есть отпечаток ноги Мухаммеда (помимо этого, отпечаток Мухаммедовой ноги хранится в Стамбуле). Мы еще проведем параллель между этими отпечатками – Иисусовом на Масличной горе и Муххамедовом на горе Храмовой.

Портрет знатной римлянки (Галла Плацидия?)

Портрет знатной римлянки (Галла Плацидия?)

Как бы то ни было, до конца IV века нашей эры никто не знал точного места Вознесения Иисуса. Традиция первоначально приписывала его локализацию в церкви Элеона – нынешней Патер Ностер. Но в конце IV века, во времена императора Феодосия I, последнего великого императора Рима, в Иерусалиме побывала некая Эгерия, паломница из Испании. По всей видимости, молодая и богатая дама, она совершила паломничество по всем святым местам – от Сирии до Египта. Ее сочинения, в фрагментарном виде, дошли до нас, как цитаты, в рукописи XI века. Время ее путешествия предполагается в 381-384 годах. Эгерия дает ценнейшие сведения о христианских ритуалах и сооружениях Иерусалима. В частности, она приводит описание места на Масличной горе, откуда было совершено Вознесение Иисуса. Это место находится на расстоянии полета стрелы от церкви Элеона, и там существует так называемый Имвомон (или Имбомон, искаженное греческое «эн бомо» – на склоне горы), где собираются верующие. Процитируем Эгерию:

«И когда наступает девятый час, идут с песнопениями на Имвомон, то есть на то место, с которого Господь вознесся на небо, и где все садятся; ибо весь народ, в присутствии епископа, получает приглашение воссесть, стоят всегда только диаконы.»

На этом месте на деньги богатой, но несчастной, изгнанной из Рима разведенной аристократки Помении (или Пимении) воздвигается круглая часовня. Она представляет собой три концентрических кольца колонн, окружающих скалу с отпечатком ноги Иешуа. Диаметр внешнего кольца колонн – около 25 метров. Крыши у часовни нет – над скалой всегда должно быть открытое небо, куда вознесся Иисус. Внутренне кольцо колонн ограждало скалу, на которой лежали частицы «священного праха», парадоксальным образом выделяющие контуры следа.

До 614 года никто не тревожил покой Имвомона. В 614 году персидская армия захватила Иерусалим, и христианские церкви подверглись разрушению. Власть персов над Землей Израиля была недолгой – уже в 630 году византийский император Ираклий вернул Иерусалим под власть Восточной Римской империи. Часовню восстановил патриарх Иерусалимский Модест, собравший для этого значительные средства. Арабы, захватившие Иерусалим в 638 году, не тронули ни одну из христианских святынь и отнеслись к христианам лояльно и с уважением. Путешественник Аркульф в 670 году описал Имвомон как круглую часовню, в которой есть след двух ног Иисуса, и которая ночью озарена светом восьми светильников так, что ее видно из Кидронской долины. Сама скала была окружена каменной оградой с дверью, куда заходили паломники. Туда продолжали стекаться толпы христианских паломников и жителей Иерусалима. Однако, с годами, мусульманский взгляд на «народы писания», к которым относили евреев, христиан и сабейцев, претерпевал метаморфозы и зачастую зависел напрямую от военных конфликтов с Византийской империей. В 1009 году арабский халиф Аль-Хаким уничтожает иерусалимские христианские храмы с той же последовательностью и ненавистью, что и персидский шах Хосров II за почти 400 лет до него. Разрушается и часовня Вознесения. Причем, если разрушенный Храм Гроба Господня вскоре восстанавливают, Имвомон не восстановили – до прихода в Иерусалим в 1099 году крестоносного воинства «латинских христиан».

Крестоносцы, основавшие Иерусалимское королевство, взялись за восстановление и расширение всех христианских святынь Святой Земли. Имвомон отстраивается – на сей раз в виде восьмиугольного здания, окружающего скалу со следом Иисуса. Здание окружено портиком с колоннадой, часть которой сохранилась и по сей день к северу от нынешней часовни. Внешняя стена была построена их камней разного вида и сорта, часть из них являются остатками византийской часовни, часть крестоносцы вытесали сами. Изображения грифонов были вырезаны на каменных столбах, поддерживающих стены. Крыши в часовне – как и в византийском Имвомоне – не было.

Эту же часовню описал русский путешественник игумен Даниил в XII веке, назвавший ее «круглым теремком без верха, в котором лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего.» Этот же Даниил сообщает о том, что видел «две стопы Спасителя».

Любопытно, что восьмигранная форма здания перекликается с Куполом над Скалой, который до сих пор возвышается на Храмовой Горе, и легенда об отпечатке Мухаммедовой ноги на Скале Завета под тем самым куполом находит свою параллель в часовне Вознесения. Более того – любопытная параллель между этими двумя зданиями прослеживается в далекой лондонской церкви Темпл, принадлежавшей ордену Тамплиеров. Рыцари этого ордена в Иерусалиме обитали именно на Храмовой горе, отсюда и происходит название ордена (Темпл – Храм, тамплиеры – храмовники). Досужие домыслы модного романиста Дэна Брауна относят ее круглую форму к совершенно нелепому фактологическому материалу:

«– Так церковь Темпла находится на Флит стрит? 
– Да нет, довольно далеко от Флит стрит. На Иннер Темпл лейн, – ответил Тибинг. Глаза его лукаво искрились…
 Эту церковь найти не так то просто, она прячется за более высокими домами. Лишь немногие знают, где она находится. Странное местечко, доложу я вам! Прямо мороз по коже. И архитектура типично языческая. 
– Языческая? – удивилась Софи.
 
– Да это пантеон язычества! – воскликнул Тибинг. – Церковь круглая.
 При строительстве тамплиеры пренебрегли традиционной для христианства крестообразной формой и построили церковь в виде правильного круга. Это символизировало солнце. И не где нибудь там, в Риме, что было бы еще понятно! В самом центре Лондона!» (Д.Браун, «Код да-Винчи»).

На самом деле, эту церковь в Лондоне строили руки тех, кто стоял на Храмовой Горе и на Масличной горе в Иерусалиме. Руки архитекторов-тамплиеров. И изображать она должна была Храм Соломона – именно так называли тамплиеры Купол над Скалой.

Что же касается Имвомона – история была милостива к этой часовне, выстроенной крестоносными покорителями Святой Земли. После того, как их изгнал из города Саллах ад-Дин, в часовне начали мусульманские службы. Открытая крыша была закрыта куполом, сохранившимся и сегодня. Арки завалили каменной кладкой, в южной стене построили михраб – место, куда надо обращаться лицом, в направлении Мекки. Двор часовни окружили шестигранной стеной. И хотя часть христианских построек во дворе была уничтожена, основное здание часовни стоит до сих пор. Мусульмане пускают христианских паломников помолиться внутри и припасть «к стопе господней», с туристов хитро прищурившийся араб берет небольшую мзду за вход в Имвомон. Иной раз этот араб таинственным образом исчезает, и в часовню можно войти бесплатно. Пронзительный крик муэдзина мешает молящимся внутри. А снаружи течет неторопливая арабская жизнь в иерусалимском квартале А-Тур, известном на весь город гнезде бандитов и воров. Добраться до Имвомона можно на такси, либо пешком, поднявшись по склону Масличной Горы мимо еврейского кладбища. В жаркий день этот путь может показаться бесконечным, намного более долгим, чем вознесение на небо человека по имени Иисус.

Русские паломники называют это место «Стопой Иисуса», или, ласково, «стопочкой». Любят россияне это место не просто так. По словам жившего в XIX веке архимандрита Капустина, «Стопа Спасителя обращена на север, Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благославлял ее». По-видимому, Капустин был плохо знаком с историей собственной страны. До появления на берегах Днепра князя Хельга (Олега Вещего) от времен Вознесения должны были пройти еще 850 лет… Впрочем, народные традиции и верования зачастую в корне отличаются от реальности, выдавая желаемое за действительное.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s