Поджог мечети Аль-Акса


admin-ajax

21 августа 1969 года на Храмовой горе выдалось жарким. И не потому, что тогда, как и сегодня, 48 лет спустя, ярко светило августовское иудейское солнце, а потому, что над куполом мечети Аль-Акса (она же, по-арабски,Аль-Масджид Аль-Акца, “крайняя мечеть”, сравните ивритское слово “каце”, “край”) чуть после семи часов утра появилась струйка дыма

 

Лев ВИЛЕНСКИЙ

Фото: газета “Давар”, “Ла-Ам”, Узи Керен

Так и подмывает вспомнить бессмертную бабелевскую цитату:

“Но облачко дыма становилось все ядовитее. Где-то розовели уже края неба. И уже стрельнул в вышину узкий, как шпага, язык пламени. Гости, привстав, стали обнюхивать воздух, и бабы их взвизгнули. Налетчики переглянулись тогда друг с другом. И только Беня, ничего не замечавший, был безутешен.
– Мине нарушают праздник, – кричал он, полный отчаяния, – дорогие, прошу вас, закусывайте и выпивайте… (Исаак Бабель, “Король”)

Но если у Бабеля горел, “как свечечка”, полицейский участок, то в Иерусалиме на Храмовой горе загорелась мечеть Аль-Акса, третья по важности для мусульман-святыня ислама.

Ровно в семь часов утра в мечети появился аккуратно и изысканно одетый гость. Молодой австралийский паломник-христианин по имени Майкл Дэннис Рохен, член ультраортодоксальной христианской протестантской общины “Церковь Бога”, фанатично желавший приблизить приход Мессии-Христа, совершил свой ранний визит в одиночестве, с полного разрешения сторожа из ВАКФа Ибрагима Хильвани. Кто знает, получил ли Хильвани бакшиш от австралийца… Но не это суть важно.

Майкл, оказавшись в мечети в полном одиночестве, поставил на ступени деревянного минбара, подаренного самим Саллах-Ад-Дином, небольшую канистру горючего, в горлышке которой заранее поместил обильно смоченный этим же горючим шарф. Заметим, что почти никаких мер предосторожности и обыска прибывавших на Храмовую гору в те буколические времена не принималось.

Рохен поджег шарф и быстро выбежал из мечети. Огонь вспыхнул, побежал по деревянным конструкциям (которые незадолго до этого пропитали во время ремонта специальной мастикой от гниения, горючей как бензин), лизнул кедровые балки потолка, затрещал и разросся, пожирая мечеть изнутри.

Первыми явились пожарные из Иерусалима, готовые быстро потушить пламя, но они тут же натолкнулись на толпу разъяренных арабов, забрасывающих огнеборцев камнями. Арабы пропустили лишь пару машин с пожарными из Хеврона и Рамаллы, но, пока те прибыли на место, огонь успел сожрать почти все, что было возведено из дерева. Старинный минбар, произведение исламского искусства, сгорел полностью, выгорел потолок мечети, другая утварь внутри. Аль-Акса пострадала сильно. Огонь удалось погасить лишь к полудню.

Пока пожар горел и разгорался, израильская полиция принялась за поиски его причины. Не секрет, что в правительстве Израиля понимали всю проблематичность ситуации. Поджог святого для мусульман места (о том, что Храмовая гора свята для евреев намного более, чем для мусульман, наше правительство не задумывалось) мог вызвать огромный международный резонанс. И он вызвал его. Об этом чуть ниже.

Сначала в первых выпусках израильских газет за 22 августа появились версии о том, что огонь явился результатом неисправности электропроводки. Мусульманские газеты по всему миру кричали о совершенно другой версии преступления – по их мнению поджог совершили сионисты. Некоторые арабы в массовке, как обычно, очень правдоподобно (а тренированные годами лжецы всегда лгут правдоподобно) рассказывали, что видели группу поджигателей еврейского вида, вошедших на Храмовую гору через ворота Муграби, охраняемые солдатами ЦАХАЛ (и сегодня это единственные ворота для входа на Гору немусульман).Мэр Иерусалима Тедди Колек заметил, что эти ворота открываются только в 08.00 – неувязочка получилась у арабских рассказчиков.

В СМИ арабских стран ходили слухи о каком-то еврее по фамилии Коэн, получившему за поджог 50-100 миллионов долларов. Вспыхнули беспорядки по всему исламскому миру, от Марокко до Индонезии.

В Индии с легкой руки Юрия Владимировича Андропова КГБ выделило 5 миллионов рупий на поддержку беспорядков и антиизраильских демонстраций. А тем временем, утром того же 22 августа, через 24 часа после поджога, поджигатель собственной персоной попал в руки израильской полиции. В его номере в столичной гостинице “Риволи” были найдены бак с керосином и несколько пропитанных горючим тряпок. “Я восстал на Сатану”, – рассказывал Рохан журналистам, – “чтобы приблизить пришествие Христа!”

Его судили в областном суде Иерусалима. На суд в качестве судмедэкспертов пригласили несколько психиатров, в частности личного психиатра Рохена, приехавшую из Австралии, чтобы рассказать о своем пациенте. В ходе суда выяснилось, что 27-летний Майкл тяжело болен. У него диагностировали параноидную шизофрению. В ходе судебного процесса выяснилось, что первый поджог Рохен пытался совершить еще 11 августа, но неудачно. Второй поджог был сработан намного лучше – и вот результат…

Рохен в суде

Несмотря на то, что виновник поджога был быстро найден, что им сразу занялись полиция и суд, арабский мир бушевал еще какое-то время. Лидеры арабских государств призывали к джихаду. Раздавались голоса, призывавшие оставить мечеть в том виде, который придал ей пожар, дабы стяжать политический капитал. Но быстрое ведение судебного дела, его правильная огласка в СМИ и явное психическое нездоровье Рохена (на счастье израильтян он оказался неевреем) смогли погасить пожар.

Выводы суда были следующими:

1. Обвиняемый в поджоге – психический больной человек
2. Во время совершения преступления он находился в состоянии аффекта
3. Невменяемость поджигателя не вызывает вопросов. Он должен быть госпитализирован в психиатрической больнице.

После суда Майкла госпитализировали в израильской психиатрической больнице. В 1974 году, через пять лет, его выслали в Австралию, где совсем сошедший с ума человек продолжал лечение в доме для психохроников, пока не скончался в 1995 году.

Несмотря на предельную ясность ситуации, на многочисленные извинения израильских политиков перед мусульманами Израиля и всего мира (следует заметить, что премьер-министр Израиля Голда Меир прибыла на место поджога сразу же после того, как пожар потушили), на полную “прозрачность” судебного дела и подробное освещение его в прессе, многие мусульмане до сих пор верят в теории заговора о поджоге мечети евреями. Данного мнения придерживался главный “партнер” Израиля по “мирному процессу” террорист Ясир Арафат, его же придерживаются и сегодня власти полудохлого образования по имени “палестинская автономия”.

Премьер -министр Голда Меир после пожара на территории мечети

Для израильтян данный поджог прозвучал тревожным звоночком – вот во что может обойтись народу Израиля передача Храмовой Горы в руки ВАКФа в 1967 году. Никаких мер с тех пор – по большому счету – не было принято. Уже давно покоится в могиле сумасшедший мессианец Рохен, нет и пропустившего его на Гору мусульманского работника ВАКФа, но все так же остр и актуален любой конфликт, берущий свое место на Храмовой Горе, будь-то интифада 2000-2002, беспорядки 1996, 2007, 2014 и нынешние, июля 2017 года.

И так будет, пока справедливость не восторжествует, пока Гора не вернется к своим хозяевам, и пока не будет построен на ней Третий Храм. А будем ли мы с вами “жить в эту пору прекрасную”… Бог весть.

Advertisements

About Лев Виленский

Автор повестей и рассказов. Краевед и историк по призванию. С 1990 года живет и работает в Иерусалиме. Книга "Град Божий" вышла в 2010 году в Москве. В 2016 вышли книги "Иерусалим и его обитатели" и "Записи на таблицах".
This entry was posted in История. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s